logo search
лекции Тенюшева

13. Воспитание и самовоспитание воли

Исследования развития волевой регуляции также связаны с разработкой теоретических и практических рекомендаций по воспитанию и самовоспитанию необходимых волевых качеств и способностей к волевой регуляции поведения. Положение о развитии воли как составной части воспитания -личности предполагало, что этот процесс совершается через воспитание и обучение. Поэтому предполагалось, что воспитание воли неразрывно связано с морально-политическим, идеологическим воспитанием, с формированием научного мировоззрения, убеждений, позиции и отношения личности к действительности. Эмпирические и специальные формирующие исследования подтвердили правильность этих положений и роль реальной практической деятельности в формировании воли, поскольку необходимые волевые качества личности не даны от рождения и формируются только в ситуации, требующей их проявления.

Так как каждая деятельность требует как бы своего набора волевых качеств личности, чрезвычайно важным оказывается формирование личности с устойчивой общей позицией, системой общих потребностей и мотивов, через которую человек воспринимает и оценивает действительность, выбирает адекватное поведение и регулирует его в соответствии с устойчивой общей позицией. Поэтому основными задачами воспитания, в том числе и воспитания воли, многие ученые справедливо считают формирование наряду с мировоззрением и убеждениями стойких общественных потребностей, положительного отношения к деятельности и общественно одобряемым целям, стойких установок к действию, т. е. такого уровня развития личности, когда требования общества к личности превращаются во внутреннюю потребность и переживаются как чувство долга. Из этого следует, что воспитание воли—это формирование не только способности побеждать привлекательные, но малоценные мотивы, но и «волевой организации» личности (Л.И. Божович), про которую словами В.А. Крутецкого можно сказать: «Истинно волевой человек—тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащими долгу побуждениями».

Такое понимание процесса воспитания воли подтверждает правильность позиции А.С. Макаренко, который писал, что нельзя найти хитрый рецепт воспитания. Воспитание вообще и воли в том числе идет постоянно, всем ходом жизни, «...всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети». Поэтому процесс воспитания и осуществляется прежде всего через организацию жизни воспитуемых, организацию системы контроля и помощи, поощрений и наказаний.

Многие исследователи, продолжая традиции А. С. Макаренко, исследуют роль коллектива в воспитании воли, особенно на начальных этапах ее формирования. Даже простое присутствие других людей помогает победить страх или нежелание действовать, пробуждает чувство стыда за возможные действия или отказы от заданного действия. Контроль со стороны коллектива, в том числе и семьи, поддержка и одобрение, помощь и порицание, доверие к человеку не только влияют на волевую регуляцию отдельных действий, но и закладывают основы отношения человека к поручаемым делам.

Развитие воли вообще начинается с выполнения требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. И чем выше требования—в пределах возможностей человека,—тем значительнее результаты воспитания. Об этом писал еще Гете, который считал, что к людям надо подходить как к идеальным, и тогда их можно поднять на ту высоту, на которой хотите их видеть.

Развитое мышление и самосознание позволяют человеку ставить требования самому себе, подражать поведению различных людей (от близких членов семьи и до литературных героев). Многочисленные исследования показывают, что в трудных ситуациях люди часто сравнивают свое поведение с поведением избранных для подражания реальных людей или литературных героев, пытаются представить, как бы они поступили на его месте в данной ситуации или как бы они оценили его поведение.

Еще большую роль играют примеры поведения сверстников и взрослых, реальных и литературных героев в самовоспитании школьников, которое начинается с определенного уровня развития самосознания личности. Для перехода к самовоспитанию мало осознать свои недостатки и личностные качества идеалов, необходимо наличие потребности в изменении себя, в избавлении от отрицательных качеств и в развитии положительных личностных свойств. И здесь важную роль играют примеры отдельных людей и литературных героев, которые не только задают направление самовоспитания, но и поддерживают его. Однако эмпирические наблюдения показывают, что среди школьников самовоспитанием занимается очень мало детей и с возрастом их число возрастает незначительно: в четвертом классе самовоспитанием занимается около 10% детей, а в восьмом классе—19% школьников. Причем более старшие школьники стараются не только избавиться от своих недостатков, но прежде всего развить свои положительные качества.

Большое число работ в советской психологии было посвящено исследованию закономерностей и способов воспитания отдельных волевых личностных качеств: выдержки (Р. Л. Кварцхава, Н. С. Лукин), ответственности (А.И. Жаворонке, Л.С. Славина), смелости (Т.И. Агафонов, Л. Головина), уверенности в себе (Е. А. Серебрякова), организованности (В.А. Гольнева), целеустремленности и целенаправленности (А. С. Макаренко, А.С. Шевчук), настойчивости (А. И. Голубева, Т. С. Конорева, Н. Д. Левитов, А. В. Полтев, А. И Самошин, А. П. Чернышева), требовательности к себе (А. А. Бодалев), дисциплинированности (В.И. Аснин). Результаты этих исследований используются в организации воспитательной работы как в дошкольных учреждениях, так и в школьном обучении. Значительное число работ по формированию различных волевых качеств было выполнено рамках психологии спорта (более подробный анализ исследований волевых качеств будет дан в дальнейшем изложении).

К этому направлению близко примыкают исследования по развитию и формированию моральной регуляции поведения или нравственному воспитанию. Есть много оснований рассматривать начальные формы поведения, ориентированного на общественные нормы морали, поведением волевым, так как такое поведениeчасто осуществляется вопреки собственным интересам и желаниям и при слабом действии морального мотива. Среди первых работ этого направления были исследования Н.К. Крупской и А.С. Макаренко. Не имея возможности подробно анализировать исследования моральной регуляции, укажем на наиболее значимые и недавние работы этого направления.

К этой же проблеме примыкают и исследования особенностей волевого поведения у правонарушителей. Таких исследований пока еще немного, но их спектр довольно широк: от влияний отношений в коллективе правонарушителей до индивидуальных особенностей волевой регуляции поведения заключенных (Т. И. Агафонов, В. Г. Деев, Г. М. Давыдовский, Н. А. Деева, Т. В. Деева, В. М. Литвишков, В. А. Семенов, М. В. Тимашев).