8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
Обеспечение нового смысла действия может быть достигнуто либо через изменение имеющегося, либо через создание дополнительного смысла. Изменения смысла действий можно достичь, во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Переоценка значимости мотива достигается:
а) с помощью оценок и мнений других людей, через внешние символы, напоминающие о последствиях действий
б) самостоятельно через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении другой.
Во-вторых, изменение смысла действий возможно через изменение роли, позиции человека. Например, в исследовании А. И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать школьников младших классов и помогать им в учебе. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.
В-третьих, смысл действий изменяется через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.
Еще один путь изменения смысла действий состоит в самостоятельном обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.
Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей, например выполнить определенный объем работы, проработать определенное количество времени.
Дополнительный смысл действия формируется и при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, т. е. через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием (например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).
Формирование дополнительного смысла достигается тогда, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия (т. е. когда фактически одно действие начинает выступать как часть другого, более широкого). В работе Н. И. Непомнящей было показано, что действие меняется, когда нарезание бумажных полосок превращается в подготовку материала для изготовления игрушек.
Постановка новой задачи или изменение старой в рамках заданного действия могут осуществляться самостоятельно самим человеком. Это возможно, во-первых, через связь заданного действия с имеющимися у человека мотивами долга, чести, ответственности, помощи другим и т. д.
Во-вторых, возможно переосмысление задания и решение в рамках заданного действия новой задачи, поставленной самим человеком. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки испытуемый сам ставит задачу— проверить себя на выносливость и терпение, или проверить терпение экспериментатора, или работать дольше всех и т. д.
В-третьих, изменение задачи и создание нового смысла проявляются и при широко известных приемах речевой самостиму-ляцин: самоинструкциях, самоприказах, самоодобреиии и самоободрении, клятве себе, самооценке и самопаграде.
Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации. Обращение к воображаемой ситуации может быть задано другими людьми или исходить от самого человека. В исследованиях А. В. Запорожца [131] и В. И. Селиванова [301] испытуемых просили вообразить ситуацию, где их действия играли важную роль, и такое воображение реально меняло результаты заданных действий. Например, поставленная экспериментатором задача—вообразить, что заданное действие выполняется в условиях соревнования, меняет результаты действия
- Тема 3. Личность и мотивация Лекция 9. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
- 1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
- 2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
- 1. Основные проблемы психологии мотивации.
- 2. Потребность как основа процессов мотивации.
- 3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
- 4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
- Гомеостатическая теория мотивации.
- Гидродинамическая модель Лоренца
- Теория оптимальной мотивации
- Когнитивные теории мотивации
- Гуманистические теории мотивации
- Проблема мотивации в психологии деятельности
- Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
- Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
- Мотивация отдельных видов деятельности.
- Мотивация отдельных видов деятельности
- Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- 1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
- 1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
- 2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
- 3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
- 2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
- 3. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция
- 4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
- 1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
- 2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
- 3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
- 5. Соотношение волевой и произвольной регуляции
- 6. Эмпирические исследования волевой регуляции
- 7. Психологические механизмы волевой регуляции
- 8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
- 9. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
- 10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
- 11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
- 12. Диагностика уровня развития волевых качеств человека
- 13. Воспитание и самовоспитание воли
- Лекция 14. Потребности и мотивы
- Лекция 15. Ситуативная мотивация
- Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
- 16.1. Проблема личности в психологии
- 16.2. Психодинамическая теория личности
- 16.3. Аналитическая теория личности
- 16.7. Деятельностная теория личности
- 16.4. Гуманистическая теория личности
- 16.5. Когнитивная теория личности
- 16.6. Поведенческая теория личности
- 16.8. Диспозициональная теория личности
- Глава 17
- 17.1. История становления дифференциальной психологии
- 17.2. Предмет и методы дифференциальной
- 17.3. Основные направления
- 17.4. Тестирование личности
- Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
- Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
- Лекция 19. Периодизация развития личности.
- Глава 16
- 16.1. Факторы психического развития человека
- 16.2. Периодизации психического развития
- 16.3. Периодизации когнитивного развития
- Периодизации личностного развития человека.
- Теория Фрейда
- Теорию Эриксона
- Периодизация развития д. Б. Эльконина
- 16.4. Планирование и выбор жизненного пути
- Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности
- 1. Понятие самосознания и я-концепции личности.
- 2. Структура я-концепции.
- 3. Самоотношение и самооценка личности.
- 4. Я-концепция в различных психологических теориях.
- Эрик Эриксон об идентичности.
- Феноменалистический подход.
- Теории "я" в гуманистической психологии.