1. Основные проблемы психологии мотивации.
Х. Хекхаузен:. Можно наметить 8 основных проблем психологии мотивации.
1. Существует столько различных мотивов, сколько существует различных видов отношений «индивид—среда». В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной классификации мотивов, составления их перечня.
2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Необходимо выяснить на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.
3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае встает проблема измерения мотивов.
4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем, который активируется, становится действенным в данный период времени. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.
5. Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.
6. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.
7. Мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия.
8. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.
- Тема 3. Личность и мотивация Лекция 9. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
- 1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
- 2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
- 1. Основные проблемы психологии мотивации.
- 2. Потребность как основа процессов мотивации.
- 3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
- 4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
- Гомеостатическая теория мотивации.
- Гидродинамическая модель Лоренца
- Теория оптимальной мотивации
- Когнитивные теории мотивации
- Гуманистические теории мотивации
- Проблема мотивации в психологии деятельности
- Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
- Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
- Мотивация отдельных видов деятельности.
- Мотивация отдельных видов деятельности
- Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- 1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
- 1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
- 2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
- 3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
- 2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
- 3. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция
- 4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
- 1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
- 2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
- 3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
- 5. Соотношение волевой и произвольной регуляции
- 6. Эмпирические исследования волевой регуляции
- 7. Психологические механизмы волевой регуляции
- 8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
- 9. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
- 10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
- 11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
- 12. Диагностика уровня развития волевых качеств человека
- 13. Воспитание и самовоспитание воли
- Лекция 14. Потребности и мотивы
- Лекция 15. Ситуативная мотивация
- Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
- 16.1. Проблема личности в психологии
- 16.2. Психодинамическая теория личности
- 16.3. Аналитическая теория личности
- 16.7. Деятельностная теория личности
- 16.4. Гуманистическая теория личности
- 16.5. Когнитивная теория личности
- 16.6. Поведенческая теория личности
- 16.8. Диспозициональная теория личности
- Глава 17
- 17.1. История становления дифференциальной психологии
- 17.2. Предмет и методы дифференциальной
- 17.3. Основные направления
- 17.4. Тестирование личности
- Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
- Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
- Лекция 19. Периодизация развития личности.
- Глава 16
- 16.1. Факторы психического развития человека
- 16.2. Периодизации психического развития
- 16.3. Периодизации когнитивного развития
- Периодизации личностного развития человека.
- Теория Фрейда
- Теорию Эриксона
- Периодизация развития д. Б. Эльконина
- 16.4. Планирование и выбор жизненного пути
- Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности
- 1. Понятие самосознания и я-концепции личности.
- 2. Структура я-концепции.
- 3. Самоотношение и самооценка личности.
- 4. Я-концепция в различных психологических теориях.
- Эрик Эриксон об идентичности.
- Феноменалистический подход.
- Теории "я" в гуманистической психологии.