11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
Необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление «силы воли») и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление «силы воли» в схожих, однотипных ситуациях)
Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Специфика конкретных условий проявления «силы воли» обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности.
Разными авторами по-разному определяется сущность волевых качеств. Одни говорят, что это проявление воли, другие — что это способность человека, треть — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.
Различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое сплав врожденного и приобретенного (Ильин, 1981). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.
Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности
Чаще всего отмечаются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К волевым качествам отнесены критичность, исполнительность и уверенность, что весьма сомнительно.
Е.П. Ильин считает, что волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами человека. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.
Характеризуя волевые качества, В.И. Селиванов говорит о присущих им общих свойствах: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.
Например, Ф. Н. Гоноболин (1973) делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; к качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность.
В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение.
В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате.
В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятель ность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настой чивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (вы держка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципи альность.
принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П. А. Рудик(1962), Е. П. Щербаков (1986) отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А. Ц. Пуни и Б. Н Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.
К основным П.А. Рудик и Е.П. Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.
В К. Калин (1989), исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Вторичные волевые качеств являются системными. Они включают в себя ряд базальных волевых качеств как составных частей, и связаны с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.
К системным вторичным волевым качествам В К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики. В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В. К. Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предметной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики. Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.
- Тема 3. Личность и мотивация Лекция 9. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
- 1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
- 2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
- 1. Основные проблемы психологии мотивации.
- 2. Потребность как основа процессов мотивации.
- 3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
- 4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
- Гомеостатическая теория мотивации.
- Гидродинамическая модель Лоренца
- Теория оптимальной мотивации
- Когнитивные теории мотивации
- Гуманистические теории мотивации
- Проблема мотивации в психологии деятельности
- Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
- Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
- Мотивация отдельных видов деятельности.
- Мотивация отдельных видов деятельности
- Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- 1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
- 1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
- 2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
- 3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
- 2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
- 3. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция
- 4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
- 1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
- 2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
- 3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
- 5. Соотношение волевой и произвольной регуляции
- 6. Эмпирические исследования волевой регуляции
- 7. Психологические механизмы волевой регуляции
- 8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
- 9. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
- 10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
- 11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
- 12. Диагностика уровня развития волевых качеств человека
- 13. Воспитание и самовоспитание воли
- Лекция 14. Потребности и мотивы
- Лекция 15. Ситуативная мотивация
- Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
- 16.1. Проблема личности в психологии
- 16.2. Психодинамическая теория личности
- 16.3. Аналитическая теория личности
- 16.7. Деятельностная теория личности
- 16.4. Гуманистическая теория личности
- 16.5. Когнитивная теория личности
- 16.6. Поведенческая теория личности
- 16.8. Диспозициональная теория личности
- Глава 17
- 17.1. История становления дифференциальной психологии
- 17.2. Предмет и методы дифференциальной
- 17.3. Основные направления
- 17.4. Тестирование личности
- Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
- Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
- Лекция 19. Периодизация развития личности.
- Глава 16
- 16.1. Факторы психического развития человека
- 16.2. Периодизации психического развития
- 16.3. Периодизации когнитивного развития
- Периодизации личностного развития человека.
- Теория Фрейда
- Теорию Эриксона
- Периодизация развития д. Б. Эльконина
- 16.4. Планирование и выбор жизненного пути
- Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности
- 1. Понятие самосознания и я-концепции личности.
- 2. Структура я-концепции.
- 3. Самоотношение и самооценка личности.
- 4. Я-концепция в различных психологических теориях.
- Эрик Эриксон об идентичности.
- Феноменалистический подход.
- Теории "я" в гуманистической психологии.