17.1. История становления дифференциальной психологии
С огромным разнообразием внешнего облика людей и их психологических особенностей мы сталкиваемся с первых дней жизни – среди тысяч лиц, проходящих перед нашими глазами, трудно найти два неотличимых другу от друга. То же самое можно сказать и о психологическом облике наших знакомых – у каждого есть что-то особенное, неповторимое.
Наряду с этим разнообразием существует и поразительное сходство между людьми, составляющее человеческую природу и определяющее нашу принадлежность к биологическому виду Homo sapiens. В повседневной жизни, в зависимости от ситуации, мы ориентируемся как на сходство между людьми, так и на различия – знакомясь с новым человеком, мы автоматически относим его к своему биологическому виду и только после этого, в процессе общения и взаимодействия с ним, накапливаем информацию об особенностях этого человека.
Любая наука, изучающая человека, сталкивается с противоречием между сходством и различием. Так, в медицине давно подмечено, что одно и то же заболевание у разных людей протекает по-разному, а осваивая общий курс средней школы, мы используем разные индивидуальные приемы обучения, Совершенно закономерно, что проблема индивидуальных различий не перестает интересовать психологов уже несколько тысячелетий.
Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры», Отмеченные Теофрастом характеристики вполне могут быть применены и для описания наших современников, Так, спустя две тысячи лет, английский исследователь Poбaк (Roback А. А., 1931) отмечал: «Благодаря авторам античности и их прототипам, с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будь то древние греки или американцы двадцатого столетия». Работа Теофраста стала первым опытом идиографического подхода в психологии, суть которого сводится к акцентированию уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей.
Гиппократ заложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента получило развитие в работах его последователя Галена и дало начало номотетическому подходу в психологии. В рамках этого подхода основной акцент ставится на вскрытии причинно-следственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека.
Как самостоятельная научная дисциплина дифференциальная психология начала формироваться со второй половины XIX в. Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном, Находясь под влиянием эволюционных идей своего двоюродного брата, Ч, Дарвина, Гальтон организовал массовые обследования больших выборок испытуемых для изучения наследственной обусловленности способностей человека. Для этих целей им была организована специальная лаборатория на Международной медицинской выставке в 1884 г. Именно Гальтон разработал специальные измерительные процедуры и методы анализа данных. Наряду с антропометрическими показателями у испытуемых оценивались скорость реакции и особенности восприятия.
За год работы сотрудниками лаборатории было обследовано более 9 тыс. испытуемых. Однако, несмотря на внушительные масштабы эмпирической работы, результаты получились достаточно скромными, что было связано с неадекватным выбором показателей способностей – преимущественно сенсорных характеристик человека.
Работы Гальтона и запросы практики дали мощный импульс разработке более сложных процедур тестирования способностей. В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей по более сложным проявлениям – особенностям памяти, внимания, успешности решения задач. Автор этого метода, А. Бине, предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст – соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ). Двенадцатью годами раньше, в 1900 г., в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология».
Таким образом, в начале нашего века сложилась психологическая дисциплина, изучающая индивидуально-психологические различия. Были определены основные задачи исследований, оформлен понятийный аппарат, предложены первые методы математического анализа данных. Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д, Небылицын и др.
- Тема 3. Личность и мотивация Лекция 9. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
- 1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
- 2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
- 1. Основные проблемы психологии мотивации.
- 2. Потребность как основа процессов мотивации.
- 3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
- 4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
- Гомеостатическая теория мотивации.
- Гидродинамическая модель Лоренца
- Теория оптимальной мотивации
- Когнитивные теории мотивации
- Гуманистические теории мотивации
- Проблема мотивации в психологии деятельности
- Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
- Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
- Мотивация отдельных видов деятельности.
- Мотивация отдельных видов деятельности
- Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- 1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
- 1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
- 2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
- 3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
- 2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
- 3. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция
- 4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
- 1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
- 2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
- 3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
- 5. Соотношение волевой и произвольной регуляции
- 6. Эмпирические исследования волевой регуляции
- 7. Психологические механизмы волевой регуляции
- 8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
- 9. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
- 10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
- 11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
- 12. Диагностика уровня развития волевых качеств человека
- 13. Воспитание и самовоспитание воли
- Лекция 14. Потребности и мотивы
- Лекция 15. Ситуативная мотивация
- Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
- 16.1. Проблема личности в психологии
- 16.2. Психодинамическая теория личности
- 16.3. Аналитическая теория личности
- 16.7. Деятельностная теория личности
- 16.4. Гуманистическая теория личности
- 16.5. Когнитивная теория личности
- 16.6. Поведенческая теория личности
- 16.8. Диспозициональная теория личности
- Глава 17
- 17.1. История становления дифференциальной психологии
- 17.2. Предмет и методы дифференциальной
- 17.3. Основные направления
- 17.4. Тестирование личности
- Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
- Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
- Лекция 19. Периодизация развития личности.
- Глава 16
- 16.1. Факторы психического развития человека
- 16.2. Периодизации психического развития
- 16.3. Периодизации когнитивного развития
- Периодизации личностного развития человека.
- Теория Фрейда
- Теорию Эриксона
- Периодизация развития д. Б. Эльконина
- 16.4. Планирование и выбор жизненного пути
- Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности
- 1. Понятие самосознания и я-концепции личности.
- 2. Структура я-концепции.
- 3. Самоотношение и самооценка личности.
- 4. Я-концепция в различных психологических теориях.
- Эрик Эриксон об идентичности.
- Феноменалистический подход.
- Теории "я" в гуманистической психологии.