logo
лекции Тенюшева

2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.

Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры некоторых потребностей. Переживание неудовлетворенной потребности является негативной эмоцией. Синонимами “потребности” служат такие слова, как “нужда”, “нехватка”, “недостаток”, “необходимость”, иногда “интересы”. Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ.

Потребности по их происхождению делят на первичные (биологические) и вторичные, приобретенные в процессе роста и развития личности.

В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации).

У животных – это, главным образом, натуральные объекты, обычно закрепленные наследственно. Но конкретные объекты потребностей не всегда жестко “записаны” в наследственности. Некоторые предметы внешней среды могут становиться предметами той или иной потребности по механизму импринтинга, а некоторые - условно-рефлекторным путем.

Потребности человека – как высшие, так и элементарные – имеют общественную природу. Биологические потребности человека также подвергаются развитию и социализации. Человеческие потребности специфичны тем, что в большинстве своем они удовлетворяются посредством деятельности и результатами деятельности других людей. Важной предпосылкой их удовлетворения является собственность.

Гомеостатическим потребностям, удовлетворение которых сохраняет постоянство внутренней среды организма. Важная характеристика гомеостатических потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и увеличивать свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Такова, например, потребность в пище.

Поскольку переживание потребности – это дискомфорт, а то и мучительное страдание (например, удушье), то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.

Гомеостатическим потребностям противопоставляют потребности, независимые от состояния организма, актуализируемые внешними воздействиями. К ним, например, относятся познавательные потребности. В отличие от гомеостатических потребностей, подвергающихся цикличным колебаниям, познавательным потребностям свойственны постоянно действующие установки на восприятие, интересного.

Постоянством установок отличаются также негативные потребности, которые лежат в основе отрицательной мотивации, т.е. мотивации избегания. В отличие от позитивных потребностей, обеспечивающих присвоение необходимых благ, негативные потребности обеспечивают защиту организма от вредных воздействий.

Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям. По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к “редукции напряжения”. Нормальные люди действуют по моделям самоутверждения. Их психогенные интересы – скорее поддержание и направление напряжения, нежели избегание его. Подлинно психогенные мотивы заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. Таким образом, следует вместо принципа “редукции напряжения” принять “принцип активности”, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен.

Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.