1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
Однако само понятие волевого действия страдает такой же неопределенностью, как и понятие воли.
Широко распространено определение волевого действия как действия сознательного и целенаправленного.Под такое определение попадает очень широкий класс действий человека, в том числе и таких, которые мы интуитивно не относим к волевым.
Тогда понятия волевого и произвольного действия становятся синонимами и практически все поведение человека надо рассматривать как волевое, кроме импульсивных действий во время аффекта или гипноза. Другими словами, указание на сознательный и целенаправленный характер действий является в лучшем случае лишь необходимым, но не достаточным для дифференциации волевых действий.
Некоторые исследователи относят к волевым действиям, которые совершаются без актуально переживаемой потребности в действии или его результатах, но за которыми стоит решение самого человека, направленное:
а) на удовлетворение потребности в будущем;
б) на создание объективных ценностей, удовлетворяющих потребности общества и отдельных людей;
в) на удовлетворение требований коллектива;
г) на подчинение нормам морали.
И при таком понимании волевых действий возникает много вопросов, пока не имеющих ответов. Например, как рассматривать действие по созданию объективных ценностей, потребность в которых при совершении действия испытывает сам человек? Или моральные действия, доставляющие человеку положительные эмоциональные переживания (т. е. при наличии потребности в таком действии)? Будет ли волевым действие, ориентированное на потребности будущего (например, подготовка почвы под посев), если это действие имеет для человека определенный интерес и совершается по его желанию (научиться пахать или проверить свою выносливость)?
Значительное число исследователей основной признак волевого действия видят в сознательном преодолении препятствий на пути к цели.В качестве таких препятствий могут выступать:
а) физические преграды, помехи, сложность действия, новизна обстановки и пр.;
б) другие социально заданные действия (например, уборка в квартире как условие последующей игры в футбол);
в) внутренние состояния человека (усталость, болезнь, эмоциональные переживания);
г) конкурирующие мотивы и цели.
При этом предполагается, что эти трудности преодолеваются за счет волевого усилия, которое в ряде работ рассматривается как самостоятельный и основной критерий волевого действия.
Указание на преодоление внешних и внутренних препятствий также не даст однозначного критерия выделения волевых действий. Ряд трудностей преодолевается через нахождение более адекватного способа поведения, выработку необходимого навыка или поиск способа обхода объективных трудностей, Трудности, связанные с внутренним психофизиологическим состоянием человека, могут сниматься при изменении этого состояния (после отдыха, лечения, смены знака эмоциональных переживаний и перестают требовать волевой мобилизации по их преодолению или действия вопреки состоянию.
Некоторыми учеными как основной критерий волевых действий рассматриваются конкуренция мотивов и их борьба.
Этот критерий часто представляет собой соединение критерия отсутствия актуальной потребности в действии и критерия преодоления препятствия, где желанный и эмоционально привлекательный мотив выступает как помеха, преграда социально необходимому действию.
Признание наличия препятствия единственным критерием волевого действия наталкивается на значительные трудности. В. И. Селиванов справедливо отмечает, что препятствие может преодолеваться и без обращения к волевым усилиям, а только за счет сильных мотивов. Без обращения к волевым усилиям может осуществляться и торможение определенных действий. При использовании данного критерия необходимо предварительно выяснить, является ли преодоление препятствия (или торможение действия) собственным сознательным решением человека или результатом воздействия других сил.
Как на критерий волевого действия иногда указывают на отдаленный мотив, когда конечная цель (мотив) достигается через ряд промежуточных действий, занимающих достаточно большой отрезок времени. Даже если согласиться с таким критерием, то ясно, что многие действия, интуитивно относимые к волевым, не войдут в их число, и, следовательно, этот критерий не может претендовать на положение единого критерия волевого действия.
Иногда в качестве признака волевого действия указывают на относительную независимость действия от текущих обстоятельств, в том числе от отвлекающих помех, сбивающих цель действия.
Но эта характеристика присуща очень многим действиям человека, в том числе, конечно, и волевым действиям.
В. Виндельбандт видел основной признак волевых действий в их подчиненности устойчивым, постоянным мотивам, побеждающим все случайные преходящие желания человека. Основанием для квалификации такого поведения как волевого, по-видимому, служит общепринятое мнение, что поведение по текущим ситуативным мотивам, подчиняющееся внешним обстоятельствам, не является волевым, а есть показатель слабоволия человека. При этом неясно, как определить действие, возникшее, скажем, по случайному капризу, но выполняющееся настойчиво и упорно.
Некоторые ученые рассматривают волевое действие как действие осознанное, намеренное, целенаправленное, осуществляемое по собственному решению или желанию человека.
Такое определение не делает различий между действием волевым и действием произвольным. Оппозицией волевому действию при этом будут действия вынужденные и неосознаваемые.
Анализ критериев, по которым определяется волевое действие, показывает следующие общие характеристики, из которых исходят разные авторы:
1) волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;
2) волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т. е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;
3) волевое действие имеет исходный или появляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);
4) волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.
Сочетание указанных четырех признаков может рассматриваться как критерий волевого действия, причем главными признаками являются именно недостаток побуждения (торможения) и восполнение его, тогда как осознанность и намеренность действия, необходимость его осуществления присущи не только болевому действию.
- Тема 3. Личность и мотивация Лекция 9. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
- 1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
- 2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
- 1. Основные проблемы психологии мотивации.
- 2. Потребность как основа процессов мотивации.
- 3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
- 4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
- Гомеостатическая теория мотивации.
- Гидродинамическая модель Лоренца
- Теория оптимальной мотивации
- Когнитивные теории мотивации
- Гуманистические теории мотивации
- Проблема мотивации в психологии деятельности
- Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
- Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
- Мотивация отдельных видов деятельности.
- Мотивация отдельных видов деятельности
- Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- Лекция 13. Волевая регуляция поведения
- 1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
- 1. Воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
- 2. Воля выделяется как самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все другие психические процессы.
- 3. Воля рассматривается как тесно связанная, но несовпадающая с мотивацией способность к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
- 2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
- 3. Ситуации, в которых необходима волевая регуляция
- 4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
- 1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
- 2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
- 3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
- 5. Соотношение волевой и произвольной регуляции
- 6. Эмпирические исследования волевой регуляции
- 7. Психологические механизмы волевой регуляции
- 8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову
- 9. Волевое усилие как механизм волевой регуляции
- 10. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
- 11. Волевые свойства личности, структура волевых качеств
- 12. Диагностика уровня развития волевых качеств человека
- 13. Воспитание и самовоспитание воли
- Лекция 14. Потребности и мотивы
- Лекция 15. Ситуативная мотивация
- Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
- 16.1. Проблема личности в психологии
- 16.2. Психодинамическая теория личности
- 16.3. Аналитическая теория личности
- 16.7. Деятельностная теория личности
- 16.4. Гуманистическая теория личности
- 16.5. Когнитивная теория личности
- 16.6. Поведенческая теория личности
- 16.8. Диспозициональная теория личности
- Глава 17
- 17.1. История становления дифференциальной психологии
- 17.2. Предмет и методы дифференциальной
- 17.3. Основные направления
- 17.4. Тестирование личности
- Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
- Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
- Лекция 19. Периодизация развития личности.
- Глава 16
- 16.1. Факторы психического развития человека
- 16.2. Периодизации психического развития
- 16.3. Периодизации когнитивного развития
- Периодизации личностного развития человека.
- Теория Фрейда
- Теорию Эриксона
- Периодизация развития д. Б. Эльконина
- 16.4. Планирование и выбор жизненного пути
- Тема V. Личность и познание Лекция 20. Самопознание и самосознание личности
- 1. Понятие самосознания и я-концепции личности.
- 2. Структура я-концепции.
- 3. Самоотношение и самооценка личности.
- 4. Я-концепция в различных психологических теориях.
- Эрик Эриксон об идентичности.
- Феноменалистический подход.
- Теории "я" в гуманистической психологии.