logo
лекции Тенюшева

Периодизация развития д. Б. Эльконина

Основанием периодизации психического развития для Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование Центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир; мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь – это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого.

Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый – это «общественный» взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». В табл. 16.1 представлены возрастные периоды смены ведущей деятельности,

Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержательно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение с системой «ребенок – общественный взрослый», или «человек – человек».

Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность млад-

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

Младенческий (0-1 год)

Раннее детство

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Общение со взрослым

Предметная деятельность

Игра

Учебная деятельность

Общение со сверстниками

Учебно-профессиональная деятельность

человек – человек

человек – вещь

человек – человек

человек – вещь

человек – человек

человек – вещь

шего школьника и учебно-профессиональная деятельность юноши. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок – общественный предмет», или «человек – вещь», В деятельностях первой группы развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы – интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладаем одной из сфер на каждом возрастном этапе. На рис. 16-7 схематично представлена периодизация психического развития Эльконина (Кулагина И, Ю., 1996).

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек – человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек – вещь». Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.

Сам Эльконин так определяет теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития:

На первый взгляд, стройная периодизация психического развития Эльконина вызывает серьезную критику, поскольку в этой теории все психическое развитие детерминировано внешней практической деятельностью. Это означает, что в психике человека не может быть ничего, чего бы ранее не было в практической деятельности. Такое уподобление психического внешне-практическому не оставляет места индивидуальным особенностям развития ребенка, перечеркивает возможность спонтанного развития. Более того, данная концепция представляет собой очевидное социологизаторство, то есть универсализацию роли социума и полное игнорирование

Сравнение периодизаций психического развития

Возраст

Пиаже

Эльконин

Фрейд

Эриксон

Традиционная классификация

0-1 год

сенсомоторная стадия

общение

оральная

орально -сенсорная (доверие – недоверие)

первое детство

1-2 года

предметная деятельность

анальная

мышечно-анальная (автономия – стыд и сомнения)

3-6 лет

дооперацио-нального мышления

игровая деятельность

фаллическая

локомоторно-генитальная (инициатива - вина)

второе детство

7- 12 лет

конкретных операций

учебная деятельность

латентная

латентная

третье детство

12-16 лет

формальных операций

общение со сверстниками

генитальная

подростковая (эго-идентичность – спутанность ролей)

пубертатный период

16- 18 лет

-

учебно-профессиональная деятельность

-

ювенильный период

20-25 лет

-

-

-

ранняя зрелость (близость – изоляция)

юность

25-40 лет

_

-

-

средняя зрелость (продуктивность – застой)

ранняя зрелость

40-60 (64) лет

-

_

-

зрелый возраст

60-65 лет

-

_

-

поздняя зрелость (Эго-интеграция – отчаяние)

завершение зрелости

65-75 лет

-

-

-

первая старость

после 75 лет

_

-

-

преклонный возраст

природных (генетических) основ развития психики человека. Хотя в концепции и утверждается развитие личности, однако остается неясным, как же изменяется личность ребенка и каковы ее особенности на каждом возрастном этапе.

Но несмотря на критические замечания, не позволяющие рассматривать данную периодизацию как вскрывающую сущностные причины психического развития, сама смена принципа доминирующей темы развития принципом единства познавательных и мотивационно-личностных сторон психического развития представляется чрезвычайно полезной для понимания развития человека.

Рассмотренные нами периодизации жизненного цикла человека являются фактически классификациями развития одной из сторон психического развития человека, Видимо, создание целостной, интегративной периодизации психического развития человека – дело будущего, Это потребует не только интенсивных эмпирических исследований и теоретических поисков, но и взаимодействия с другими областями психологии, а также биологией и генетикой.

Анализ приведенных периодизаций психического развития показывает, что, несмотря на разные основания и ограниченность классификаций, многие из них отмечают одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые, по-видимому, являются стадиями развития, имеющими качественные особенности. В табл. 16-2 представлен сравнительный анализ некоторых рассмотренных ранее периодизаций психического развития.