logo search
лекции Тенюшева

8. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову

Обеспечение нового смысла действия может быть достигнуто либо через изменение имеющегося, либо через создание дополнительного смысла. Изменения смысла действий можно достичь, во-первых, через переоценку значимости мотива или предмета потребности. Переоценка значимости мотива достигается:

а) с помощью оценок и мнений других людей, через внешние символы, напоминающие о последствиях действий

б) самостоятельно через сравнение привлекательных и отрицательных сторон предмета потребности и намеренное уменьшение привлекательности одной стороны при увеличении другой.

Во-вторых, изменение смысла действий возможно через изменение роли, позиции человека. Например, в исследовании А. И. Липкиной отстающим школьникам поручали опекать школьников младших классов и помогать им в учебе. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.

В-третьих, смысл действий изменяется через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

Еще один путь изменения смысла действий состоит в самостоятельном обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

Дополнительный смысл заданного действия создается и через постановку более конкретных целей, например выполнить определенный объем работы, проработать определенное количество времени.

Дополнительный смысл действия формируется и при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, т. е. через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием (например, уборка комнаты ради будущей игры в футбол или похода в кинотеатр).

Формирование дополнительного смысла достигается тогда, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия (т. е. когда фактически одно действие начинает выступать как часть другого, более широкого). В работе Н. И. Непомнящей было показано, что действие меняется, когда нарезание бумажных полосок превращается в подготовку материала для изготовления игрушек.

Постановка новой задачи или изменение старой в рамках заданного действия могут осуществляться самостоятельно самим человеком. Это возможно, во-первых, через связь заданного действия с имеющимися у человека мотивами долга, чести, ответственности, помощи другим и т. д.

Во-вторых, возможно переосмысление задания и решение в рамках заданного действия новой задачи, поставленной самим человеком. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки испытуемый сам ставит задачу— проверить себя на выносливость и терпение, или проверить терпение экспериментатора, или работать дольше всех и т. д.

В-третьих, изменение задачи и создание нового смысла проявляются и при широко известных приемах речевой самостиму-ляцин: самоинструкциях, самоприказах, самоодобреиии и самоободрении, клятве себе, самооценке и самопаграде.

Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации. Обращение к воображаемой ситуации может быть задано другими людьми или исходить от самого человека. В исследованиях А. В. Запорожца [131] и В. И. Селиванова [301] испытуемых просили вообразить ситуацию, где их действия играли важную роль, и такое воображение реально меняло результаты заданных действий. Например, поставленная экспериментатором задача—вообразить, что заданное действие выполняется в условиях соревнования, меняет результаты действия