Развитие способностей.
Способности развиваются из природных задатков человека. У разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки.
Для большинства человеческих способностей развитие начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни.
Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
-
Содержание
- Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
- Предмет изучения психологии.
- Основные методы психологии исследований. Субъективные и объективные.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия. Классификация основных видов восприятия.
- Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
- Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
- Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
- Определение и общая характеристика памяти.
- Основные виды памяти.
- Классификация видов памяти по характеру психической активности.
- Кратковременная, долговременная, оперативная память.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Определение мышления. Основные виды мышления.
- Основные формы мышления и виды умственных операций.
- Общая характеристика воображения.
- Виды воображения.
- Понятие внимания. Основные виды внимания.
- Основные свойства внимания.
- Общая характеристика речи. Основные виды речи.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- Психологические свойства личности.
- Формирование и развитие личности.
- Способности. Классификация способностей.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
- Развитие способностей.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Краткий обзор учений о темпераменте. Психологические характеристики темперамента.
- Акцентуации характера (по Леонгарду).
- Классификация характера (по а.Е. Личко).
- Формирование характера.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.