Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Его можно отнести к естественным защитным реакциям организма в ответ на перемену привычных для него условий и возникновение разного рода конфликтных ситуаций.
Причины, способствующие развитию эмоционального стресса: чувство страха, обида, сложные жизненные обстоятельства и ситуации, эмоциональное беспокойство и т.д.
Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития НТП, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Устойчивость к стрессу различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие — весьма устойчивы.
Регуляцию эмоционального состояния Ф.Б. Березин рассматривал через призму психической адаптации, характер которой влияет на всю адаптацию в целом.
-
Психологические теории мотивации. Мотивированное поведение как характеристика личности.
- Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
- Предмет изучения психологии.
- Основные методы психологии исследований. Субъективные и объективные.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия. Классификация основных видов восприятия.
- Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
- Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
- Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
- Определение и общая характеристика памяти.
- Основные виды памяти.
- Классификация видов памяти по характеру психической активности.
- Кратковременная, долговременная, оперативная память.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Определение мышления. Основные виды мышления.
- Основные формы мышления и виды умственных операций.
- Общая характеристика воображения.
- Виды воображения.
- Понятие внимания. Основные виды внимания.
- Основные свойства внимания.
- Общая характеристика речи. Основные виды речи.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- Психологические свойства личности.
- Формирование и развитие личности.
- Способности. Классификация способностей.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
- Развитие способностей.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Краткий обзор учений о темпераменте. Психологические характеристики темперамента.
- Акцентуации характера (по Леонгарду).
- Классификация характера (по а.Е. Личко).
- Формирование характера.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.