Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Любая наука имеет в качестве своей основы житейский, эмпирический опыт людей. Даже обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Житейские психологические знания:
-
Конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, задачам.
-
Носят интуитивный характер.
-
Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. Знания сконцентрированы в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.
-
Терпима к противоречиям.
-
Передача знаний от учителя к ученику затруднена, практически невозможна.
Научная психология:
-
Основана на научном подходе.
-
Стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.
-
Знания сконцентрированы в научных понятиях, законах, в научных теориях.
-
Стремится конструктивно разрешать противоречия.
-
Передача знаний от учителя к ученику возможна, если ученик согласен потратить усилия на изучение науки.
-
Содержание
- Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
- Предмет изучения психологии.
- Основные методы психологии исследований. Субъективные и объективные.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия. Классификация основных видов восприятия.
- Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
- Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
- Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
- Определение и общая характеристика памяти.
- Основные виды памяти.
- Классификация видов памяти по характеру психической активности.
- Кратковременная, долговременная, оперативная память.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Определение мышления. Основные виды мышления.
- Основные формы мышления и виды умственных операций.
- Общая характеристика воображения.
- Виды воображения.
- Понятие внимания. Основные виды внимания.
- Основные свойства внимания.
- Общая характеристика речи. Основные виды речи.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- Психологические свойства личности.
- Формирование и развитие личности.
- Способности. Классификация способностей.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
- Развитие способностей.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Краткий обзор учений о темпераменте. Психологические характеристики темперамента.
- Акцентуации характера (по Леонгарду).
- Классификация характера (по а.Е. Личко).
- Формирование характера.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.