Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
Ощущение – это процесс первичной переработки информации, которая представляет собой непосредственное, чувственное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
-
периферического отдела, называемого рецептором;
-
проводящих нервных путей;
-
корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.
Анализатор - это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Ощущения не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.
-
Систематическая классификация основных видов ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений.
Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа:
-
Интерорецептивные (органические) – сигнализируют о состоянии внутренних органов: ощущение боли, голода, жажды, насыщения и тд.
-
Проприоцептивные - передают сигналы о положении тела в пространстве: ощущение равновесия, или статическое ощущение, двигательное, или кинестетическое ощущение.
-
Экстерорецептивные – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой: зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, тактильные, осязательные.
Свойства и закономерности ощущений:
-
Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
-
Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителями, а сильные уменьшают эту чувствительность.
-
Пороги ощущений – характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог).
-
Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
-
Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
- Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
- Предмет изучения психологии.
- Основные методы психологии исследований. Субъективные и объективные.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия. Классификация основных видов восприятия.
- Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
- Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
- Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
- Определение и общая характеристика памяти.
- Основные виды памяти.
- Классификация видов памяти по характеру психической активности.
- Кратковременная, долговременная, оперативная память.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Определение мышления. Основные виды мышления.
- Основные формы мышления и виды умственных операций.
- Общая характеристика воображения.
- Виды воображения.
- Понятие внимания. Основные виды внимания.
- Основные свойства внимания.
- Общая характеристика речи. Основные виды речи.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- Психологические свойства личности.
- Формирование и развитие личности.
- Способности. Классификация способностей.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
- Развитие способностей.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Краткий обзор учений о темпераменте. Психологические характеристики темперамента.
- Акцентуации характера (по Леонгарду).
- Классификация характера (по а.Е. Личко).
- Формирование характера.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.