Формирование и развитие личности.
На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится.
Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей.
Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам.
В теории социального научения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.
Гуманистическая психология трактуют формирование и развитие личности как становление "Я" человека, утверждение его самости.
Стадии развития и формирования:
-
Первая стадия (1й год): появляются стремление к общению с людьми, или к отстранению от общества с ними.
-
Вторая стадия (2-3 года): самостоятельность, самоуверенность.
-
Третья, четвертая (3-6 лет и 7-13): любознательность, трудолюбие, стремление изучить окружающий мир, развитие как коммуникативных, так и познавательных навыков.
-
Пятая стадия (13-20 лет): половое и жизненное самоопределение.
-
Шестая (20-50 лет): удовлетворенность реальностью, воспитание будущего поколения.
-
Седьмая (50-60 лет): полноценная, творческая жизнедеятельность, гордость за собственных детей.
-
Восьмая (более 60 лет): умение принять мысли о смерти, анализ личных достижений, период оценки поступков, решений прошлого.
- Введение в психологию. Житейские и научные психологические знания.
- Предмет изучения психологии.
- Основные методы психологии исследований. Субъективные и объективные.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Общее понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие. Физиологическая основа восприятия. Классификация основных видов восприятия.
- Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
- Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
- Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
- Определение и общая характеристика памяти.
- Основные виды памяти.
- Классификация видов памяти по характеру психической активности.
- Кратковременная, долговременная, оперативная память.
- Основные процессы и механизмы памяти.
- Определение мышления. Основные виды мышления.
- Основные формы мышления и виды умственных операций.
- Общая характеристика воображения.
- Виды воображения.
- Понятие внимания. Основные виды внимания.
- Основные свойства внимания.
- Общая характеристика речи. Основные виды речи.
- Общая характеристика волевых действий.
- Структура волевого действия.
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека.
- Психологические свойства личности.
- Формирование и развитие личности.
- Способности. Классификация способностей.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
- Развитие способностей.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
- Краткий обзор учений о темпераменте. Психологические характеристики темперамента.
- Акцентуации характера (по Леонгарду).
- Классификация характера (по а.Е. Личко).
- Формирование характера.
- Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.