32)Стратегия формирующего эксперимента
Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) 3 вида: 1)Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; 2)Естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: - постановка цели; - планирование хода эксперимента; - проведение эксперимента (сбор данных); - анализ полученных экспериментальных данных; - выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных; 3)Формирующий эксперимент, выделяются 3 этапа: 1.Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы. 2.Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы); 3.Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
33). Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психическим здоровьем матери, поэтому объектом исследования в перинатальной психологии выступает диада «мать -ребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы. Г. Г. Филиппова
К концу первого триместра беременности- разнообразные сенсорные переживания, положительные и отрицательные эмоциональные переживания.
Во втором триместре беременности - удовольствие/неудовольствие; изменяется в зависимости от собственного эмоционального состояния матери, через поступающие с кровью гормоны матери, реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери.
После 20 недель ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию.
После 24-26 недель - на тактильную и слуховую стимуляцию. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
В третьем триместре, который сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери и т.д., развивается избирательность к культурным особенностям пищи.
34) Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества Развитие сенсорики: совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы. К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей - константность, правильность, предметность, системность. В этом периоде формируются все генетические виды памяти- эмоциональная, моторная, образная, вербальная.
В 7-9 недель появляется и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты, начало будущих операций.
В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов.
В 8-9 месяцев и воспроизведение того, что ребенок видел ранее. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребенок слушает и различает звуки.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания.
К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.
- 1)История детской психологии
- 2)Предмет и задачи возрастной психологии
- 4)Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии
- 6)Методы исследования в психологии развития психических функций.
- 7)Стратегия наблюдения
- 8)Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии
- 9)Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы
- 10)Теория рекапитуляции
- 11)Теория преформизма к.Бюлера о трех ступенях детского развития
- 12)Теории социального научения в психологии развития
- 13)Вклад гуманистических психологов в психологию развития
- 14)Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии в.Штерна
- 15)Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции э.Эриксона
- 18)Принципы и основные понятия теории когнитивного развития ребенка ж. Пиаже
- 19)Вклад л.С. Выготского в психологию развития
- 20)Роль наследственности и среды, в психическом развитии ребенка
- 21)Вклад а.Н. Леонтьева в психологию развития
- 22) Роль деятельности в психическом развитии ребенка
- 23) Чувство взрослости и его виды
- 24)З. Фрейд и стадии психосексуального развития
- 25)А. Фрейд и линии развития ребенка
- 26) М. Кляйн: теория объектных отношений.
- 28)Феноменология привязанности Дж. Боулби
- 29)Виды нарушенной привязанности м. Эйнсворт
- 30)Идеи м. Малер: сепарация-индивидуация
- 31)Концепция развития д.Б. Эльконина
- 32)Стратегия формирующего эксперимента
- 35) Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет.
- 37) Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе.
- 40) Психическое развитие и формирование личности в юности (14 – 18)
- 41)Развитие личности в молодости. Кризис молодости
- 43)Завершающий период зрелости (55–65 лет)
- 44)В преклонном возрасте (старости)