4)Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии
В общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
5)Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
Развитие человека можно условно разделить на три составных части:
физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);
социальное развитие (изменение социального статуса);
развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.
Онтогенез индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Филогенез - историческое развитие организмов.
- 1)История детской психологии
- 2)Предмет и задачи возрастной психологии
- 4)Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии
- 6)Методы исследования в психологии развития психических функций.
- 7)Стратегия наблюдения
- 8)Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии
- 9)Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы
- 10)Теория рекапитуляции
- 11)Теория преформизма к.Бюлера о трех ступенях детского развития
- 12)Теории социального научения в психологии развития
- 13)Вклад гуманистических психологов в психологию развития
- 14)Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии в.Штерна
- 15)Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции э.Эриксона
- 18)Принципы и основные понятия теории когнитивного развития ребенка ж. Пиаже
- 19)Вклад л.С. Выготского в психологию развития
- 20)Роль наследственности и среды, в психическом развитии ребенка
- 21)Вклад а.Н. Леонтьева в психологию развития
- 22) Роль деятельности в психическом развитии ребенка
- 23) Чувство взрослости и его виды
- 24)З. Фрейд и стадии психосексуального развития
- 25)А. Фрейд и линии развития ребенка
- 26) М. Кляйн: теория объектных отношений.
- 28)Феноменология привязанности Дж. Боулби
- 29)Виды нарушенной привязанности м. Эйнсворт
- 30)Идеи м. Малер: сепарация-индивидуация
- 31)Концепция развития д.Б. Эльконина
- 32)Стратегия формирующего эксперимента
- 35) Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет.
- 37) Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе.
- 40) Психическое развитие и формирование личности в юности (14 – 18)
- 41)Развитие личности в молодости. Кризис молодости
- 43)Завершающий период зрелости (55–65 лет)
- 44)В преклонном возрасте (старости)