logo
Otvety_Vozrastnaya_v_1_5

35) Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет.

В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное. Развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках.  До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов. Личностные образования. Происходит личностная социализация ребенка. В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Кризис 3 лет. Личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. 36) Признаки возрастного этапа: Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Социальная ситуация развития: Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений. Характеристика ведущей деятельности: Сюжетно-ролевая игра. Кризисные проявления: Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость». Основные новообразования: Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество. В процессе развития, в психике детей дошкольного возраста формируются личностные новшества – усвоение моральных норм, свободного поведения. Деятельность и поведение дошкольников не просто существование друг с другом. Дети вступают между собой в разные отношения и с взрослыми. В связи с этим, развивается несколько групп мотивов. Первые – личные мотивы, проявляются в общении с взрослыми. Ребенку очень важно получить положительную, хвалебную оценку, ласку от взрослого. Потребность получить ее так велика, что дошкольник часто себе приписывает положительные качества. Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности — игре, взаимоотношениях со сверстниками. Постепенно, в процессе совместной деятельности у ребенка формируются общественно-значимые мотивы. Они выражаются в желании дошкольника сделать что–то для других людей. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться моральные оценки и нормы поведения. Психологи, в результате исследований, определили связь между эмоциональными реакциями детей на оценки взрослых и становлением гордости и самолюбия. Проявляется чувство собственного достоинства. С осознанием общественных ценностей, ребенок начинает гордиться трудовыми успехами родителей, их профессиональными умениями. В дошкольном возрасте ребенок, получая оценочную характеристику (не всегда положительную) от взрослых, особенно авторитетную, может переживать стыд, теряться. Так вырабатывается самооценка. Моральные качества и особенности личности ребенка определяются такими компонентами, как: самолюбие, гордость, чувство собственного достоинства, стыда. Родители и взрослые учат дошкольника способам проявлять доброжелательность, сочувствие, товарищество, и тем самым помогают ребенку перебороть в себе стыдливость, замкнутость, молчаливость. Отношение к себе и к своим возможностям в дошкольном возрасте, происходит в результате практических действий. Развитие психических функций в дошкольном возрасте 1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко). 2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются.  3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.