logo
Otvety_Vozrastnaya_v_1_5

25)А. Фрейд и линии развития ребенка

Одной из наиболее значимых современных психологических теорий является психоаналитическая Я-психология Анны Фрейд. В ней рассматривается линия развития ребенка в семье через следующие стадии: 1. Биологическое единство между матерью и ребенком в начале жизни (нарциссизм матери распространяется на ребенка, он включает ее в свою индивидуальную среду). В этот период в противоположных направлениях оказывают давление страх разлучения и желание самостоятельности. 2. Любовь к опеке (периоды отдельных объектов) – выбор объекта еще регулируется не со стороны Я, а со стороны потребностей и инстинктивных желаний. 3. Стадия объективных отношений в собственном смысле слова – либидо ребенка постоянно направлено на определенную личность (как правило, на мать). 4. Двойственные отношения анально-садистской фазы – либидо и агрессивность направлены на один и тот же объект. 5. Эдипова (фаллическая) фаза, в которой ребенок делает целью своих любовных желаний обоих родителей, но, выделяя одного из них, с другим соперничает. При этом любопытство, хвастовство, выставление себя на показ выдвигаются на передний план поведения. 6. Латентный период – “затухают прегенитальные побуждения” детской (инфантильной) сексуальности, происходят разочарования в идеальных образах родителей, семейные фантазии. 7. Предпубертатный период – предварительная фаза пубертата, в которой “устаревшие желания и установки” инфантильной жизни возрождаются по-новому. 8. Пубертатный период – в это время молодой человек имеет двойственную задачу:

1) освободиться от своих привязанностей к родительским объектам;

2) добиться овладения взрослыми генитальными зонами ранних детских побуждений. Данная фаза завершается решением этой цели и направленностью на новый гетеросексуальный объект любви, нежности, эмпатии за пределами своей семьи.