logo search
Лекции по Психологии делового общения

Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.

Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические функции:

  1. Связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.

  2. Формирующая - Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.

  3. Подтверждающая - Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.

  4. Эмоционально организующая - Мы. Например, как приятно работать вместе.

Коммуникативные барьеры в деловом общении:

  1. Комплекс неполноценности: профессиональной, психологической, административной. («Я не могу» или «У меня это не получается») Они не очевидны для партнера. Могут скрываться с помощью агрессии, замкнутости, застенчивости.

  2. Принудительность общения, то есть необходимость общения с неприятными людьми.

  3. Сложность и скрытость целей и мотивов участников.

  4. Специфика организационного контекста – наличие корпоративной культуры и корпоративной этики.

Таким образом, деловое общение - один из видов коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение -общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

В деловом общении возможности выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве -времени. Деловое общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения.

Вопросы для самопроверки.

  1. Чем деловое общение отличается от межличностного и ритуального?

  2. Чем понятие «деловой человек» отличается от понятия «бизнесмен»?

  3. Какова роль личностного фактора в деловом общении?

  4. Опишите свой деловой стиль. Опишите деловой стиль, максимально отличающийся от Вашего.

Основные понятия:

Деловое общение- взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием.

Психология делового общения- область психологии, изучающая: во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия -экстраверсия, характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения, во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит, в-третьих, социально-психологические факторы - потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения, в-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.

Формы делового общения- деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты и ритуалы делового общения.

Деловой стиль - ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий способ решения задач, выражения мыслей, характерную манеру поведения с деловыми партнерами, типичные для данного человека приемы какой-либо работы.

Роли в деловом общении –начальники, коллеги, подчиненные, партнеры.

Учебные задания:

Ситуация: Две женщины обсуждают фасон платья, они же обсуждают тему научного проекта. Вопрос: в каком случае общение деловое и почему?