logo
Лекции по Психологии делового общения

Глава 3.

Проблема совместимости: начальники, коллеги, подчиненные.

Проблема совместимости. Психологическую совместимость можно определить, как форму выражения взаимности или «справедливого обмена» в отношениях между людьми. Существуют объективные обстоятельства способствующие несовместимости, и субъективные представления о таковой, которые могут быть успешно преодолены.

Психологическая совместимость в деловом общении – это взаимное принятие и согласование а\ социальных ролей /преподаватель учит студента и оценивает его знания, и студент признает его право это делать./, б\ функционально-ролевых ожиданий /руководитель дает указания подчиненному, но и отвечает за всю работу, и обе стороны считают это нормальным/, в\ интересов и мотиваций /временный научный коллектив объединяется вокруг исследовательского проекта, а политическая команда рассчитывает выиграть выборы и получить соответствующие дивиденты /. Психологическая совместимость вообще требует: общности интересов, взаимной симпатии, отсутствия эгоцентрических установок ,готовности и способности ужиться с другим человеком. Психологическая совместимость в деловом общении определяется доминирующей установкой на решение задачи. Как уже было сказано, в деловом общение желание общаться вторично по отношению к необходимости, поэтому психологически партнеры готовы к тому, что в процессе взаимодействия могут возникнуть неприятные моменты. Следовательно, требования к психологической совместимости в деловом общении ниже, чем в личном. С другой стороны, мы не любим неприятных для нас людей и не дружим с ними, в то время как в группе, организации, команде возможность выбора исключительно приятных партнеров равна нулю. Следовательно, стоит различать психологическую совместимость партнеров с их собственной субъективной точки зрения, психологическую совместимость, необходимую или достаточную для решения деловых задач, и психологическую совместимость, наличествующую или отсутствующую, с точки зрения постороннего наблюдателя. Проблема заключается в том, как самому быть приятным человеком, как работать с неприятными людьми и как воспринимать конфликты и конфликтных личностей.

Психологическая совместимость может выражаться в совместимости личностных черт /холерик и флегматик/, и психологических установок /главное-работа/. Совместимость личностных черт в случае необходимости может быть определена с помощью профессионального анализа. При подборе людей в группы для длительной совместной работы: космонавтов, полярных исследователей ,спасателей, используются специальные программы, методики, тесты. Считается, что для эффективной работы в любой малой группе должны быть мужчины и женщины, представители разных поколений, люди с разным темпераментом и интеллектуальным потенциалом. В индивидуальной практике мы приспосабливаемся к друг другу интуитивно, но и здесь могут быть выделены определенные закономерности. Остановимся на них несколько подробнее.

При взаимодействии двух человек выделяется как минимум 6 типов влияния, показывающих первичную совместимость или несовместимость партнеров.

  1. Нам хорошо вместе. Взаимное облегчение –“и ты тоже не можешь решить эту задачу”. Партнеры совместимы уже потому, что их общение комфортно для обоих.

  2. Взаимное затруднение – “мы мешаем друг другу”. Они несовместимы. Возможно субъективно.

  3. Одностороннее облегчение –“ я тебе помогаю, а ты мне нет”. Партнеры совместимы, поскольку один получает помощь, а второй чувствует свое превосходство и значимость.

  4. Одностороннее затруднение –“ ты мне мешаешь, а я тебе нет.” И здесь совместимость обусловлена различием психологической реакции на ситуацию. Один из партнеров не чувствует дискомфорта от общения, а второй может удовлетвориться своей способностью терпеть неудобства.

  5. Ассиметричное облегчение – “тебе со мной легче, а мне с тобой труднее. “ Ситуация аналогичная предыдущей.

  6. Независимость –“ нам обоим все равно.” Совместимость наличествует в форме взаимного безразличия.

  7. Взаимная неприязнь – «Мы не выносим друг друна».

Психологическая совместимость может являться результатом взаимодополнительности партнеров. Такую совместимость в деловом общении называют срабатываемостью. Срабатываемость заключается в следующем: 1.В дополняющих функциях, то есть два человека могут удовлетворять разным потребностям совместной деятельности. Например, один из партнеров способен быстро решить поставленную задачу, а второй –критически оценить способы решения и показать открывающиеся перспективы. 2.В удовлетворении общей потребности, например, оба партнера психологически нуждаются в обсуждении проблемы до начала работы над ее решением. 3.В контрастных свойствах и качествах партнеров, которые позволяют эффективно решать поставленную задачу. Например, один из партнеров нацелен исключительно на результат работы, а другой обязательно принимает во внимание человеческие взаимоотношения в ее процессе. 4. В потребности разных вознаграждениях за работу. Например, одному нужны деньги, а другому слава. При этом надо отметить, что в случаях №1 и №3 партнеров нередко приходится убеждать, что они совместимы, поскольку различие в психологических реакциях вызывает естественное взаимное раздражение . Следовательно, объективная психологическая совместимость и ее осознание - не одно и тоже и требуют не только интуитивного приспособления, но и волевой коррекции отношения и поведения.

Психологическая несовместимость в свою очередь объективно определяется отсутствием возможностей согласования мотиваций, интересов, принципиального различия эмоциональных реакций и поведенческих стилей. Например, холерик и меланхолик, исполнитель и критик, люди с комплексом неполноценности и творческие натуры , несовместимы, поскольку обладают диаметрально противоположной личностной направленностью. Несовместимость – это когда человек своим существованием или своим поведением угрожает моему “Я”, и эта угроза не может быть ликвидирована по моему, его и даже нашему общему желанию. Например, трудоголик и лентяй представляют собой стили отношения к работе, принципиально отрицающие друг друга. Они не могут сосуществовать, хотя для внешнего наблюдателя являются уравновешивающими друг друга жизненными позициями.

В случае, если Вы работаете в организации, в группе, в команде, можно выделить некоторые психологические типы потенциально совместимых и несовместимых людей:

Совместимые в принципе:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, способные решать общие задачи, подчиняя себе других.

  2. Коллективисты, испытывающие потребность в общей работе, во взаимной поддержке, лояльные к фирме и организации.

  3. Приспосабливающиеся, чувствующие свою защищенность при наличии лидера и группы.

Несовместимые или «трудные люди». С кем тяжело работать и кем трудно управлять.

  1. Ленивые: просто не любят работать, делают недостаточно. Трудоголики, делающие из себя “жертву”, угнетающие своей активностью.

  2. Эмоционально несовместимые с партнером или с группой: Злые, от них идет «волна» недоброжелательства; возбудимые, они вносят элемент психологической нестабильности; бесчувственные, они не дают естественного эмоционального фона сопереживания.

  3. Аморальные.

  4. Беспомощные: ничего не могут, бояться действовать, жертвы обстоятельств.

  5. Самоуверенные. Эгоисты, ориентированные только на личную выгоду.

  6. Запуганные, уклоняющиеся, ожесточенные, обороняющиеся.

  7. Индивидуалисты, стремящиеся действовать в одиночку,

  8. Люди, в принципе ориентированные только на выполнение задачи, не желающие принимать во внимание проблемы других.

Приходится констатировать, что «трудных» людей значительно больше. Следовательно, тем большее значение имеет искусство управлять собой и работать с теми, кого послала в партнеры судьба.

В целом, как в условиях групповой, так и индивидуальной деятельности существует психологическое разделение на приемлемых и неприемлемых партнеров.

Приемлемые: - люди, обладающие выраженными положительными чертами характера, совмещаемые с другими по принципу дополнительности, люди, признающие авторитет и значимость группы.

Неприемлемые: несинтонные интроверты, нестабильные экстраверты, люди с повышенной самооценкой, жесткие, ригидные, тревожные.

Особо следует выделить группу конфликтных людей. Можно выделить два “класса” конфликтных личностей: 1 -Люди, чья конфликтность имеет позитивные последствия с точки зрения интересов дела. Это активные, напористые доминантные личности, не признающие незыблемых стандартов, правил и норм. Это люди с критическим мышлением. Это творческие личности с нестандартным мышлением, поведением и образом жизни. Такие психологические типы бесспорно могут быть источником или центром конфликтных ситуаций. В то же время в результате их деятельности появляется новое. 2- Люди, конфликтные вследствие отрицательных социально неодобряемых личностных черт: склочники, сплетники, скряги, ревнивцы, завистники... Их поведение несет в себе опасность распада группы или снижения эффективности совместной деятельности.

Для успешной работы важна не только объективно существующая психологическая совместимость, но и субъективное желание работать вместе с конкретным партнером. Процесс предпочтения одних людей другими называется межличностной аттракцией. В нашей деловой жизни мы стремимся понравиться другим людям не меньше, чем в личной. Взаимная симпатия обусловливает психологически комфортный характер коммуникации и успешность действий.

Вообще существуют СИТУАЦИИ, ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОВЕДЕНИЕ, которые являются причиной привлекательности или отвержения как в личных, так и в деловых отношениях. Вот некоторые примеры.

1. Пространственная близость. Чем чаще люди контактируют, тем вероятнее их взаимная симпатия, совместимость и срабатываемость. Доступность, сходство повседневного бытия обеспечивают успокаивающее и притягивающее узнавание знакомого, предсказуемого и понятного. «Часто вижу, знаю, понимаю, предвижу реакцию» – следовательно, это «свой человек». Поэтому и начальнику и коллегам и подчиненным больше нравится человек, который “на глазах”. Неслучайно, в американских офисах так распространены стеклянные перегородки, открытые двери.

2. Сходство позиций. Нам нравятся те, кто похож на нас и соглашается с нами, и не нравятся те, кто отличается от нас и не соглашается с нами. Почему мы к этому стремимся? Во-первых, чем выше согласие, тем надежнее партнерство, во-вторых, тем больше уверенность в собственной значимости. Психологическая совместимость и межличностная аттракция определяются: а/числом вопросов, по которым мы сходимся, б/ важностью этих вопросов, в/ взаимностью . Люди, имеющие сходные взгляды, испытывают взаимную симпатию. То есть, если А и Б имеют сходные взгляды и чувства относительно Х, то их отношения симметричны и положительны. Можно рассмотреть ситуацию, когда А и Б, испытывая симпатию к друг другу, по-разному относятся к Х, в этом случае они либо попытаются повлиять друг на друга, либо их симпатия уменьшится. При этом , мы можем просто ожидать, что люди, которые нам нравятся, согласны с нами и преувеличивать наше сходство. Но в некоторых случаях сходство, например сходство целей и даже жизненных установок не вызывает взаимной симпатии: карьеристы, сплетники и скряги не любят друг друга.

3.МЫ СКЛОННЫ БЫТЬ С ТЕМИ, КТО НАС ЛЮБИТ. Знание, что мы нравимся другому человеку, повышает наше самоуважение и является вознаграждением. Но положительные реакции на поддержку другого человека определяется даже не самой поддержкой, а интерпретацией мотивов, по которым она оказывается . Например, начальнику важно, чтобы подчиненный выразил свое удовлетворение совместной работой не из расчета на повышение оклада, а из уважения и интереса к нему, как к специалисту.

4.Совместимость детерминирована и усиливается взаимными действиями по поддержанию хороших отношений и “сохранению лица” партнера. “Лицо” - социальная значимость, на которую претендует личность в конкретной ситуации и данной роли. Важно, чувствуют ли другие люди необходимость поддерживать эти требования. Например, профессиональная этика преподавателя требует лояльности по отношению к коллегам. Если студенты высказывают свое неодобрение чьими-то лекциями, то задача другого преподавателя максимально смягчить конфликт. Если мы не можем ежедневно успокаивать себя в том, что наше социальное “Я” будет поддержано, жизнь будет опасной . Усилия, предпринимаемые сторонами по взаимному сохранению лица, особенно видны в дипломатической деятельности, но и в повседневном деловом общении крайне желательными оказываются психологические подтверждения того, что Вы считаете начальника начальником, коллегу коллегой, а подчиненного - личностью, индивидуальностью и интересным человеком.

5.Качество, неизменно желательное в деловом партнере – надежность. В деловом общении надежность партнера – это принципиальная установка на то, что на поступки и слова другого человека можно положиться. Надежные люди – это те, кто склонен к кооперативному поведению или к тому, чтобы обязательно сохранить партнера или к доминированию поддерживающего стиля поведения над индивидуалистическими устремлениями. Надежность партнера определяется и его ролью и содержанием совместной деятельности: для начальника надежность подчиненного проявляется не только в ответственности, добросовестности и исполнительности. Но и в его лояльности по отношению к фирме. Для коллег по работе надежность друг друга определяется взаимными обязательствами в работе, а так же в определенной этике взаимоотношений с начальником. Надежность партнера – необходимое условие совместимости и срабатываемости в деловом общении.

Выбирая делового партнера, мы выбираем и деловую статегию совместной работы с ним. В работах по психологии бизнеса выделяют партнера –Акулу и партнера – Дельфина. Партнер –Акула исходит из эгоистической деловой стратегии: «Победитель всегда один. Мне незачем себя менять. Мое решение верно». Партнер –Дельфин исходит из кооперативной деловой стратегии: «Позволь каждому выиграть. Будь готов признать ошибку. А что, если…»

В принципе для каждого из нас существует понятие “приятный человек” и понятие “неприятный человек” Можно ли утверждать, что отдельные типы людей более приятны, чем другие?

1.Приятны физически привлекательные люди. В основе этого лежит древнее стремление людей отождествлять красивое и хорошее. Неслучайно, многие философы полагали, что истина, добро и красота имеют общую природу. Естественно, у разных рас, народов и культур разные стандарты красоты. Общей психологической закономерностью в данном случае является отношение к внешности другого человека как знаку его внутренних достоинств или недостатков. Например, многочисленные эксперименты подтверждают, что людям привлекательным приписывают больше положительных черт, чем людям с физическими недостатками. При этом характерно, что женщине достаточно быть просто красивой, а к красивому мужчине предъявляются повышенные требования в отношении ума, решительности и пр. Кроме того, для большинства людей имеет большое значение отношение человека: чем с большей симпатией человек ко мне относится, тем больше вероятность, что я буду считать его привлекательным.

2. Приятные по характеру люди - щедрые, коммуникабельные, решительные, искренние. Хотя абсолютное большинство людей стремится скрывать свои мотивы и чувства, это же большинство предпочитает искренность всем остальным качествам делового партнера. Этот парадокс объясняется естественным стремлением к прямым контактам , желанием упростить и облегчить для себя процесс принятия любого решения. Решительность, общительность и щедрость привлекательны как противовес слабоволию, замкнутости и жадности.

3. Иногда говорят: «Он –просто приятный человек». Как правило, имеется в виду неконфликтность, мягкость, доброта, чувство юмора.

Так же можно выделить и психологические черты или типы, вызывающие неприязнь.

Неприятный тип №1 - самовлюбленный, высокомерный, заносчивый, демонстрирующий отсутствие интереса к Вам.

Неприятный тип №2 - догматичный, нетерпимый, все время противоречащий.

Неприятный тип №3 - двуличный или неискренний человек.

Трудно предполагать, что всегда и во всех случаях мы будем работать только с приятными людьми. Следовательно, необходимо учиться взаимодействовать с людьми неприятными и добиваться успехов в совместной деятельности.

Если человек неприятен ВАМ, то можно попытаться:

Можно так же предложить несколько способов коррекции своего поведения в зависимости от роли в группе или организации, которую играет неприятный человек. Люди, без которых нельзя обойтись и о которых нельзя не думать: начальники, коллеги, подчиненные.

Неприятный тип № 1- Ваш начальник. В отношении с ним предпочтительна максимальная четкость в работе и необременительная лесть.

Если таков Ваш коллега, то вполне можно с помощью шуток, иронии, а так же убедительной демонстрации Вашей профессиональной компетентности понизить его самооценку и сбить спесь.

В отношениях с подчиненным типа 1 стоит проводить ненавязчивое, но аргументированное сравнение его работы с успехами других, что приведет к результату, описанному выше.

Если Вы имеете дело с неприятным типом №2, то независимо от его роли оптимальным является максимально возможное дистанцирование.

Если Ваш начальник – неприятный тип №3, то следует искать защиту от него у вышестоящего начальства или опираться на коллективное мнение коллег. В то же время личной защитой опять-таки является высокий профессионализм.

В общении с двуличным коллегой или подчиненным желательна разовая или постоянная демонстрация информированности о действительном положении вещей.

В общении с конфликтными личностями 1 типа необходимо вырабатывать в себе максимальную терпимость в интересах дела. В то же время не нужно из уважения к уму или таланту кого бы то ни было отказываться от собственных принципов, правил поведения и хорошего тона, этических норм. В общении с конфликтными личностями 2 типа необходимо последовательное и жесткое дистанцирование. Не надо бояться публично сказать сплетнику или склочнику, что Вы информированы о настоящем положении вещей и не собираетесь терпеть их поведение.

Как самому быть приятным? Есть много способов привлечь к себе положительное внимание: регулярно подавать начальнику или руководителю отчеты о Ваших достижениях за месяц и план на следующий, стать экспертом в определенной области, приходить на работу раньше и уходить позже других, искренне хвалить и благодарить всех, кто Вам помогает, выступать на конференциях и семинарах, заниматься общественной деятельностью. Таким образом, психологическая совместимость и срабатываемость с начальником, коллегами и подчиненными зависит как от объективных ситуаций и личностных свойств этих людей, так и от Ваших усилий по оптимизации ситуации.

Итак, если Вы хотите добиться успеха в группе, используйте следующие стратегии:

  1. Поиск заинтересованных лиц - людей, которые имеют причины и желание решить какой-то вопрос с желаемым для Вас результатом.

  2. Работа в комфортных зонах других людей – каждый имеет свою систему ценностей и мотиваций - Вы будете приятны, если не угрожаете ее разрушить, а наоборот, подтверждаете ее значимость.

  3. При решении любого вопроса с женщиной необходимо ей понравиться.

  4. Для улучшения общения думайте о мотивах своего партнера и используйте это знание.

Как быть, если стратегия не срабатывает? Ставьте целью улучшение ситуации.

Избегайте стремления наказать другую сторону: поступки людей - их поступки, а Ваши чувства по этому поводу это Ваши чувства. То есть, не надо говорить: “Вы меня обидели”, лучше сказать: “Я обижаюсь, когда Вы так делаете”.

Подумайте, чего Вы хотите добиться симпатии или уважения, и на какие жертвы Вы готовы пойти?

Не требует никаких усилий: улыбка, обращение по имени, приятные слова.

Требуют усилий и притворства: умение слушать, льстить, интересоваться собеседником.

Требует усилий, но не притворства: умение быть необходимым, компетентным, искренним, решительным и коммуникабельным.

ПОМНИТЕ: ВАЖНО ДЕЛАТЬ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ.

Вопросы для самопроверки.

  1. Можете ли Вы работать с неприятным Вам лично человеком?

  2. Какие усилия Вы прикладываете?

  3. Существуют ли трудности в деловых отношениях с другом?

Основные понятия:

Психологическая совместимость - взаимное принятие и согласование а\ социальных ролей, б\ функционально-ролевых ожиданий, в\ интересов и мотиваций,

Срабатываемость - взаимодополнительность партнеров, позволяющая эффективно действовать.

Приятные и неприятные люди – универсальные психологические типы комфортные или некомфортные в общении вне зависимости от конкретной ситуации,

Приемлемые и неприемлемые партнеры – люди, ориентированные на сотрудничество и кооперацию или на индивидуализм и конфронтацию в деловом общении вне зависимости от конкретной ситуации общения.

Конфликтные личности – люди, психологически ориентированные на конфронтацию с окружающими.

Учебные задания:

Задание 1.

Условия: Вступить в деловой контакт с некой целью (получить информацию, добиться льгот, реализовать свою идею и т.п.). В процессе контакта постараться понравиться партнеру. Описать: цель взаимодействия и результат. Основные вопросы: Потребовалось ли для достижения цели понравиться партнеру? Если «нет», то почему? Если потребовалось, то произошло это само собой или Вы прилагали для этого какие-то усилия? Что именно Вы делали? Как Вы узнали, что Вы понравились?

Задание 2.

Подумайте и запишите три наиболее предпочтительных качества в деловом партнере и три наиболее неприемлемых.

Как правило, это порядочность, надежность, компетентность и их антиподы .Совпадает ли это с Вашим мнением, если нет, то почему?

Ответьте письменно на следующие вопросы:

С кем Вы предпочли бы иметь деловые отношения:

  1. С партнером какого пола- одного с Вами или противоположного?

  2. С партнером какого возраста – старше Вас, моложе Вас, ровесника?

  3. С партнером какого роста – выше Вас, ниже Вас, одного роста?

  4. С партнером какого финансового положения- беднее Вас, богаче Вас, одного уровня?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

  1. Если Вы предпочитаете иметь дело с партнером противоположного пола, это свидетельствует о намерениях получить преимущество за счет личного обаяния или о склонности к манипулированию людьми. Если Вы предпочитаете партнеров одного с Вами пола, это свидетельствует о Вашем страхе перед женщинами/мужчинами и неумении отделять деловые отношения от личных. Безразличие к полу партнера означает Ваше стремление ограничить общение формальными деловыми рамками, что практически невозможно.

  2. Выбирая партнера младше себя, Вы рассчитываете получить преимущество за счет своего жизненного опыта, старше себя- имеете намерение учиться на чужом опыте, выбор сверстника означает, что Вы стремитесь к установлению равноправных отношений. Безразличие к возрасту партнера характерно для деловых людей, ориентированных на эффективность общения, ставящих компетентность партнера на первое место.

  3. Высокого партнера выбирают те, кто стремится играть роль «бедного, но талантливого сироты». Выбор партнера ниже себя говорит о стремлении доминировать. Безразличие к росту партнера означает стремление к равноправию в деловых отношениях.

  4. Выбор более состоятельного партнера может свидетельствовать о намерении подстраховаться, менее состоятельного – о желании диктовать свои условия. Безразличным отношение к состоянию партнера быть не может.