4. Публичная территория общения.
Ближняя от 3 до 8 м. – лектор.
Дальняя от 8 –ми метров.
Оратор на стадионе.
Открытая -зона принципиально возможного контакта. В современных условиях каналы коммуникации постоянно изменяются, поэтому можно сказать о существовании потенциальных партнеров, например с помощью компьюторных сетей или невидимых партнеров, например у диктора телевидения. И в этих случаях мы посылаем вербальные и невербальные сообщения с надеждой и страхом по поводу их интерпретации и дальнейшего использования.
Территория.
Типы территорий могут быть классифицированы по таким критериям как: размер, собственность, характер взаимодействий.
Собственность: первичная (моя); вторичная (наша), публичная (ничья), временная (рабочее место); и постоянная (мой дом).
Характер взаимодействия: официальная, деловая, интимная.
Таким образом, чем импульсивнее поведение, тем оно искреннее, но и тем выше опасность его неправильной интерпретации и нарушения отношений. Если Вы стремитесь к адекватному пониманию партнера, а так же к контролю над содержанием собственных невербальных сигналов во время делового разговора обратите внимание на согласование Ваших и его вербальных и невербальных сигналов. Интерпретация невербального поведения предполагает коммуникативную компетентность – наблюдательность, интерес и социальный интеллект.
Вопросы для самопроверки:
Если человек сидит на краю стула, что это может означать?
Высокий мужчина стоит к Вам очень близко, почему?
Ваш собеседник барабанит пальцами по столу, что это значит?
Ваш собеседник избегает Вашего взгляда, что Вы чувствуете?
Партнер говорит, что рад Вас видеть, но не улыбается и не подает руки. Что Вы чувствуете?
Доставляете ли Вы окружающим проблемы во время общения?
Основные понятия:
Поза – любое положение тела, изменение этого положения в процессе общения.
Мимика - произвольное и непроизвольное изменение выражения лица.
Жесты - произвольные и непроизвольные движения рук, соответствующие эмоциональному состоянию человека .
Зоны, дистанции – физические пространства общения, определяемые этикетными национальными нормами, социальными ролями партнеров и реальными межличностными отношениями между ними.
Учебные задания:
Задание 1.
Разделитесь на пары. Представьте себе, что с помощью невербальных сигналов Вы посылаете партнеру сообщения, которые заставляют его считать, что по характеру Вы: Мудры, как Сова; Змея подколодная; Бабник; Упрямый Осел; Трусливый Заяц; Маменькин сынок; Ни рыба, ни мясо. Каждый из партнеров ведет диалог, используя соответствующие выбранному «амплуа» жесты, мимику, позы. Другой поддерживает беседу в своей «роли». Через несколько минут диалога попытайтесь объяснить друг другу ,как Вы поняли сообщение.
- Психология делового общения.
- Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.
- Глава 2. Методики установления контакта.
- Глава 3.
- Глава 4. Конфликты и конфликтные ситуации.
- Глава 5.
- Задание 4
- Глава 6.
- 1. Включение или сиключение партнера из ситуации общения.
- 2. Доминирование или зависимость.
- 3.Противостояние или гармония.
- 1. Все мимические сигналы делятся на три группы: длительные (гримасы, свойственные людям), медленные (выражения, свойственные данному человек) и быстрые (по ситуации).
- Мимика бывает произвольной и непроизвольной.
- Акустические средства передачи невербальных сообщений.
- 4. Публичная территория общения.
- Глава 7.
- Выводы.
- Глава 8.
- Якорь безопасности и стабильности за счет отказа от автономии. Люди ценят стабильность, предсказуемость, формальные критерии оценки работы.
- Вопрос 1:Как поступит Элен в зависимости от ее психологического типа и личностной мотивации?
- Вопрос 2: Опишите двух людей, которые дадут Элен противоположные советы в соответствии со своим психологическим типом и личностной мотивацией.
- Глава 9.
- 1995 - До настоящего времени
- 1991 - 1995 Ао «Светлана» Санкт-Петербург
- 1990 - 1991 Нии «Гириконд» Санкт-Петербург
- Аграшенков а. Психология на каждый день. Советы. Рекомендации, тесты. –м.: Вече, аст 1997. – 480 с.