logo
Лекции по Психологии делового общения

Акустические средства передачи невербальных сообщений.

Громкость, тон, ритм. Пауза. Речь как характеристика личности.

Жестикуляция.

Широкие и мелкие жесты и их связь с характером человека и его социальным положением.

Жесты делятся на группы: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы и эмблемы. Иллюстраторы—жесты, подкрепляющие сообщение. Например, жесты-указатели. Регуляторы - жесты, выражающие отношение говорящего к аудитории. Например, протянутая рука или наоборот, угроза пальцем. Адаптеры – жесты- привычки, например, потирание рук, которые чаще всего воспринимаются негативно. Аффекторы - выражают эмоции. На митингах это рука, сжатая в кулак; на юбилеях - руки, прижатые к груди. Эмблемы-жесты- заменители слов, например приветственные или прощальные жесты. Жест, вызывающий доверие, убеждающий в искренности собеседника –демонстрация открытых ладоней на уровне груди, он часто используется проповедниками, адвокатами и преподавателями.

Чем больше чувств, тем сильнее жестикуляция, при этом: жесты, направленные к себе рассматриваются как жесты самоконтроля, жесты, направленные к другому - жесты отношения.

Прикосновения.

Рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, поглаживания, прикосновения.

Цель – сообщение о характере ситуации, об отношении, о состоянии в данный момент.

Профессиональные ( человек как объект).

Ритуальные. Что можно себе позволить в данное время, в данном месте. Служебный этикет. Мужчина и женщина. Что положено. Что можно. И здесь в деловом общении действуют правила субординации. Вы можете позволять себе прикосновения, включая инициативу в рукопожатии, с коллегами и подчиненными, а ваш начальник- с Вами. В то же время следует учитывать, что жесты-прикосновения имеют свою символику. Прикасаясь к руке или плечу. Вы не только привлекаете внимание к себе, но и демонстрируете отношение к партнеру: симпатию, пренебрежение, покровительственность Как известно, по правилам хорошего тона инициативу при рукопожатии проявляет вышестоящий или старший по возрасту. По отношению к коллегам и подчиненным инициатива в рукопожатии принадлежит женщине, в ситуации “женщина и начальник” инициатива может исходить от начальника.

Территориальное поведение. Дистанции и зоны – пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли. Каждый человек бессознательно ощущает вокруг себя некоторую свободную зону. Она комфортна, пока некто без разрешения не вторгся в нее. Социальный смысл и чувство своего места. Чувство собственной зоны или собственного пространства появляется у человека очень быстро: на второй день научной конференции Вы стремитесь сесть на “свое” место и испытываете чувство дискомфорта, если его кто-то занял.

  1. Интимная зона - в нашей культуре близость тел от соприкосновения до полуметра - свидетельство близких отношений и безусловного доверия. Доверие - вот условие, при котором мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону.

Ближняя – до 15 см.

Дальняя – до 0,5 м – общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

Интимная зона – как бы невидимый кокон, в котором мы чувствуем свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения , либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. “Прорыв” в интимную зону мы осуществляем с помощью прикосновений.

2. Личная: В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех:, с кем близки. Сохранение дистанции в рамках личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Ближняя – 45 – 80 см. Это зона продуктивного делового общения.

Дальняя – до 1,5 м. В нашей культуре – норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между Вами свидетельствует о затруднении в общении. Разумеется следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. Например, в лифте или в транспорте расстояние между незнакомыми людьми реально может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае мы делаем вид, что человека не существует: не смотрим в глаза, не разговариваем, не усиливаем соприкосновение по собственному желанию. Другой случай: стол, трибуна или другая преграда, разделяющие партнеров. Если Вы хотите подчеркнуть различие в статусе или отрицательное отношение к партнеру, то Вы используете стол как естественный барьер между Вами.

Социальная дистанция, так же как и динамика взгляда зависит от культурных традиций: южные народы стремятся сократить дистанцию между партнерами, усиливая близость с помощью частых прикосновений, люди с востока предпочитают избегать физического сближения и сохранять большую дистанцию между собеседниками, у европейцев и американцев дистанция в наибольшей степени выражает личные отношения между людьми. Часто неявной причиной психологического ощущения дискомфорта в общении служит изменение дистанции вследствие разного роста партнеров. Следует знать, что мужчины высокого роста чувствуют себя комфортно приближаясь к собеседнику, а маленькие мужчины –наоборот. С женщинами ситуация диаметрально противоположная. Поэтому, пытаясь распознать психологический смысл метров или преград, разделяющих Вас и Вашего собеседника, следует иметь в виду объективные факторы: культурные традиции, статус, рост и пол , и субъективные: психологический настрой и отношение к Вам.

3.Социальная - зона для поверхностных контактов.

Ближняя – от 0,5 до 2,0 м. Общение без общения. Незнакомые люди.

Дальняя - от 2 до 2,5 м. - руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть предельно удалены или предельно приближены к слушателям, и тем не менее остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стремятся вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется тем, насколько я готов приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет меня находиться с ним рядом. Социальная зона в наибольшей степени определяется ситуацией общения, и в наименьшей – субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане мы подсознательно считаем половину стола своей территорией и инстинктивно охраняем ее от соседа.