Психология делового общения.
Содержание и формы делового общения.
Пол, возраст, психологический тип в деловом общении.
Способы формирования позитивного первого впечатления.
Собеседование при приеме на работу как подготовиться.
Психологические подтексты деловых бумаг.
Твой партнер и формы воздействия на него.
Общие правила делового этикета.
Речевое общение: стратегия поведения и маленькие хитрости.
Невербальные знаки: возможность понимания и использования.
Мотивация сознания и поведения в деловом общении.
Проблема совместимости и деловые конфликты.
Особенности работы в группе и в команде.
Психология лидерства.
Лекция 1.
Общее представление о содержании, структуре и функциях
делового общения.
1. Виды, уровни, формы человеческого общения.
2. Специфика делового общения.
3. Содержание психологии делового общения.
Серьезные преграды на пути к успеху.
Неумение управлять собой.
Размытые личные ценности.
Смутные личные цели.
Недостаточные навыки общения.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ.
Чего нельзя изменить
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Личностное общение – это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (влюбленные). При этом ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств. Например, Вы хотите встретиться с другом и поговорить и предлагаете попить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же необходимости немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в социально-ролевое общение, при котором наша роль и обстоятельства определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению относительно них. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания.
Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
1.Общность или целей или мотивов или деятельности.
2. Наличие общего социального пространства –времени: организация, группа, команда.
3.Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения.
4.Регламентация форм общения.
Что же изучает психология делового общения? Во-первых, влияние личностных качеств, таких как когнитивный стиль, темперамент, интроверсия -экстраверсия, характер, воля, способности, на поведение партнеров и результаты общения. Во-вторых, особенности восприятия, понимания, коммуникативных барьеров и психологических защит, возникающих в процессе общения. В-третьих, социально-психологические факторы - потребности, интересы, ценности, мотивы субъектов общения. В-четвертых, подтекст, задний план реального поведения, обусловленный существованием субъективных, часто скрытых, целей участников общения.
Первая группа психологических факторов - это врожденные и прижизненно формируемые психологические комплексы личности, обеспечивающие последовательность ее поведения. Эти комплексы исследуются в многочисленных теориях личности и учитываются во всех практических рекомендациях по оптимизации общения. Например, люди с творческим или репродуктивным типом мышления выполняют в группе разные функции. Первые создают новое или оказываются экспертами и критиками, вторые- развивают наличное бытие.
Вторая группа психологических факторов определяется характером и содержанием базовых психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Очевидно, что далеко не во всех случаях до партнера доходит весь смысл получаемой информации. При этом, любое искажение в понимании ведет к ложной интерпретации и, следовательно, к неадекватной ответной реакции. Например, преподаватель говорит студентам, что на следующем занятии будет контрольная работа. Студенты могут понять это: как ответственное отношение преподавателя к своему предмету, как необходимость делать записи, как промежуточную или итоговую оценку их знаний и будут вести себя соответственно. Кроме того, необходимо учитывать: сложность субъектов, вступающих в контакт Например, руководитель имеет представление о себе и представление о том, каким видят его подчиненные , в то время как его подчиненные ориентируются на собственный образ начальника и взаимодействуют с этим образом как с реальным субъектом. Невозможность представить себя глазами другого - базисный психологический барьер, преодолению которого приходится учиться в процессе усвоения значения символов вербального и невербального общения.
Третья группа психологических факторов, определяющих деловое общение, это мотивы, интересы, установки субъектов общения, проявляющиеся в специфических формах поведения, разговорах, особенностях решения конфликтов. Например, человек, ориентированный на деньги, будет выбирать вид деятельности, связанный с большим материальным вознаграждением. А тот, для которого работа является способом самоутверждения, больше нуждается в похвале, признании и внешних знаках отличия.
Четвертая группа психологических факторов делового общения существует или реализуется в виде знаний и умений распознавать и применять этикетные нормы и ритуалы, знаки статуса и отношений, символы единения или конфликта. Например, вежливые и тактичные люди высоко ценятся в любой группе, в то время как активные, критичные, напористые могут стать центром конфликта.
Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность разведения субъективных желаний и объективных условий в процессе личного взаимодействия.
В случае делового общения желание общаться вторично по отношению к необходимости. Принудительность - главный признак, отличающий деловое общение от ритуального и межличностного.
Формальным контекстом делового общения выступает организация.
ОРГАНИЗАЦИЯ – форма объединения людей, обладающая функциями и структурой, заданными внешней средой, существующая независимо от конкретных людей в ней взаимодействующих.
Рассматривая социально –психологическую структуру делового общения, мы выделяем:
во-первых систему социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения. Начальник – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве –времени в силу внешних обстоятельств и наличия специальных свойств. Роль начальника требует способности, решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать. Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики. Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой. Партнерские отношения = Осознание: 1 взаимовыгодности сотрудничества; 2. общего пола деятельности в определенном пространстве – времени - «нам не жить друг без друга». 3. Выработка стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Отношения «Фирма – Клиент» подчеркивают потребность и заинтересованность одного субъекта в поддержании отношений с другим.
Во-вторых, систему психологических ролей разного уровня и содержания –творцы и исполнители, лидеры и конформисты, холерики и меланхолики, которые обуславливают особенности психологических реакций и поведенческого стиля участников общения.
В-третьих, систему условий реализации делового общения: хронотоп общения -от первого контакта до окончания, социальное пространство общения, способы общения, барьеры и нарушения общения.
Мотивы участников общения сводятся к трем основным группам: 1. достижение конкретного результата, 2. получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы, 3. реализация в процессе совместной деятельности личных отношений - дружбы, любви, зависти, мести. Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.
Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. Например, в деловом разговоре принято обращаться к друг другу официально независимо от характера отношений партнеров вне работы. Кроме того, могут быть формы приветствия или места, занимаемые за столом, характерные именно для этой рабочей группы и символизирующие характер и иерархию взаимоотношений в ней. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.
Существует понятие “деловой стиль” – которое означает, ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий способ решения задач, включающий в себя способ выражения мыслей, характерную манеру поведения с деловыми партнерами, типичные для данного человека приемы организации или выполнения какой-либо работы. Деловой стиль обусловлен доминирующей мотивацией при принятии решения, например: человеческое благо, польза, конкретный результат, новация или традиция. Базовыми отличительными чертами делового стиля личности являются соотношение планирования и ситуативизма при решении вопросов, а также ориентация человека на независимость, на зависимость, на сотрудничество или лидерство. Психологическими составляющими делового стиля могут быть названы степень пунктуальности, аккуратности, педантичности, отношение личности к служебной иерархии и деловому этикету, преобладание в личной работе традиций или новаций. Итак, элементами делового стиля личности являются: мотивация деятельности, способ принятия решений, характер взаимоотношений с партнером, манера организации работы.
В обыденной речи люди часто говорят: “это деловая встреча”, “ у нас чисто деловые отношения”, чтобы подчеркнуть приоритет предмета общения и отсутствие субъективных пристрастий, предубеждений, скрытых мотивов. На самом деле исключить личное отношение участников общения из его контекста невозможно. То есть в каждом конкретном случае эффективность совместной деятельности усиливается или ослабляется личными отношениями партнеров. Для реального понимания психологических особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на цели, формы и результаты общения.
Результативность общения существенно зависит от нашей способности оценить характер отношений и выбрать стиль поведения, позволяющий достичь цели. В совместном бизнесе, научной или преподавательской работе важно понять мотивы, интересы, потребности участников общения, соотношение формального и неформального в общении, степень приязни, неприязни, безразличия партнеров к друг другу.
Роль знакомых и близких отношений в деловом общении.
Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом:
- Психология делового общения.
- Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.
- Глава 2. Методики установления контакта.
- Глава 3.
- Глава 4. Конфликты и конфликтные ситуации.
- Глава 5.
- Задание 4
- Глава 6.
- 1. Включение или сиключение партнера из ситуации общения.
- 2. Доминирование или зависимость.
- 3.Противостояние или гармония.
- 1. Все мимические сигналы делятся на три группы: длительные (гримасы, свойственные людям), медленные (выражения, свойственные данному человек) и быстрые (по ситуации).
- Мимика бывает произвольной и непроизвольной.
- Акустические средства передачи невербальных сообщений.
- 4. Публичная территория общения.
- Глава 7.
- Выводы.
- Глава 8.
- Якорь безопасности и стабильности за счет отказа от автономии. Люди ценят стабильность, предсказуемость, формальные критерии оценки работы.
- Вопрос 1:Как поступит Элен в зависимости от ее психологического типа и личностной мотивации?
- Вопрос 2: Опишите двух людей, которые дадут Элен противоположные советы в соответствии со своим психологическим типом и личностной мотивацией.
- Глава 9.
- 1995 - До настоящего времени
- 1991 - 1995 Ао «Светлана» Санкт-Петербург
- 1990 - 1991 Нии «Гириконд» Санкт-Петербург
- Аграшенков а. Психология на каждый день. Советы. Рекомендации, тесты. –м.: Вече, аст 1997. – 480 с.