Познавательное развитие младенца.
Познавательное развитие младенца – это непрерывный процесс, во время которого малыш получает информацию из окружающего мира и перерабатывает ее в собственные знания. По своей сути развитие познавательной деятельности ребенка начинается практически с первых дней его жизни – он попадает в другую среду, где его окружают люди, предметы, звуки, запахи, цвета и т.д. Примерно с двух недель он уже на несколько секунд фиксирует взгляд на лице или предмете, реагирует на звук, отвечает легкой улыбкой на голос, в месяц он уже прекрасно понимает, что сейчас будут кормить или что пора спать.
Он с удовольствием двигает ручками и ножками, пытается схватить ваш палец, водит носиком, реагируя на запах, а главное – требует внимания, используя различные виды плача. Да, именно разные виды плача. Думаю, любая мамочка прекрасно знает, когда ее малыш плачет от того, что хочет есть, а когда – потому что животик болит, а когда – пытаясь привлечь маму. А это уже является определенным опытом, приобретенным благодаря перерабатыванию информации, полученной извне.
Для того чтобы развитие познавательной сферы ребенка шло в правильном направлении, следует обращать внимание на двигательное развитие малыша, поскольку, как мы говорили выше, физическое и психическое развитие ребенка очень тесно связаны. Следует с первых месяцев уделять внимание развитию моторики, следить за тем, чтобы малыш получал разнообразные эмоции, не был постоянно окружен одними и теми же предметами (смена игрушек по мере их изучения), хотя вводить что-то новое нужно достаточно осторожно, так как неизвестное может вызвать страх.
В младенческом возрасте крохи могут ориентироваться во многих параметрах объектов, например, большой-маленький, железный-деревянный и т.д.; их очень привлекают контрасты, движущиеся предметы, все хочется потрогать, пощупать, лизнуть и укусить. Очень важно привить правильные сенсорные эталоны, так как от того, насколько они будут верными, зависит полнота и точность восприятия окружающего мира в дальнейшем.
Возрастные параметры
Познавательное развитие младенца начинается с первых дней его жизни. Самыми первыми элементами, говорящими о развитии у малыша восприятия окружающей среды, являются фиксирование предмета или лица глазами, поворот головы в сторону звука, полуулыбка, хватание протянутого пальца. Все это наблюдать можно уже примерно со второй недели, максимум первого месяца жизни. Если над ним наклониться, то малыш начинает вскидывать руки, теребить ножками, издавать звуки – эту реакцию называют «комплекс оживления».
Примерно к 4 месяцам малыш уже не просто видит и слышит, а внимательно смотрит и слушает. А к полугоду уже может различать «своих» и «чужих», ориентируется в параметрах предметов, может выполнять простые команды, типа «дай», замечательно ползает, что открывает для него новые возможности в познании мира. К девяти месяцам его лепет и гуление носят вполне осмысленный характер – малыш принимается имитировать интонации, подслушанные у взрослых, запоминает реакцию и может даже начать манипулировать взрослыми, имитируя, например, покашливание, так как прекрасно помнит, что мама в такие моменты подбегала и брала на руки.
Таким образом, развитие познавательных способностей детей с каждым месяцем становятся все интенсивнее.
- Историческое происхождение детства, историческое развитие детства (д.Б. Эльконин).
- 2. Стратегии и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- 3. Основные этапы становления возрастной психологии.
- 4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- Значение возрастной психологии для образовательной системы и социальной работы.
- Специфика психического развития человека.
- Учение Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
- Операциональная концепция интеллекта, разработанная ж. Пиаже. Механизмы и стадии интеллектуального развития.
- 10. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции э. Эриксона (задачи возраста). Ключевые понятия.
- Основные понятия, проблемы и экспериментальные исследования в американских теориях социального научения.
- Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
- Закон культурного развития высших психических функций. Принцип интериоризации.
- Экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Законы психического развития ребенка (л.С. Выготский).
- Параметры психического развития ребенка в культурно-исторической психологии: источник развития, условия развития, направление и форма развития, движущие силы.
- Понятие «психологический возраст».
- Понятие «социальная ситуации развития».
- Понятие «кризис» в психическом развитии.
- Понятие «ведущая деятельность»
- Закон д.Б. Эльконина о периодичности в психическом развитии ребенка.
- Социальная ситуация психического развития в младенческом возрасте.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность; объект, содержание, средства. Развитие ведущей деятельности.
- Познавательное развитие младенца.
- Психологические новообразования младенческого периода.
- Кризис первого года жизни. Развитие самосознания в младенчестве.
- Госпитализм как психологическое явление: формы проявления, причины, способы преодоления и предупреждения.
- Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем детстве.
- Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов в раннем детстве.
- 30. Речевое развитие в раннем возрасте.
- 31. Характеристика кризиса трех лет. Симптоматика, роль в психическом развитии.
- 32. Игра - ведущая деятельность периода дошкольного детства.
- 33. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
- 34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
- 35. Эмоциональное развитие дошкольника. Эмоциональное неблагополучие ребенка.
- 36. Развитие общения дошкольника со взрослыми.
- 37. Развитие общения дошкольника со сверстниками.
- 38. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
- 39. Психологическая готовность к обучению в школе.
- 40. Типичные трудности начального школьного периода.
- 41. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
- 42. Структура учебной деятельности.
- 43. Развитие личности младшего школьника.
- 44. Развитие мотивации учения на протяжении школьного возраста.
- 45. Основные новообразования младшего школьного возраста.
- 46. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
- 47. Кризисный характер подростничества.
- 48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
- 49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.
- 50. Психогенная школьная дезадаптация, причины и способы предупреждения и коррекции.
- 51. Психологические новообразования подросткового возраста.
- 52. Патологические нарушения поведения в подростковом периоде.
- 53. Особенности общения подростка со взрослыми.
- 54. Задачи развития в юношеском возрасте.
- 55. Психологические особенности юношеского периода.
- 56. Психологические новообразования юношеского возраста.
- 57. Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
- 58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения
- 59. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции.
- I. Неправильное воспитание
- 60. Предмет психологии среднего возраста.
- 61. Основные виды деятельности взрослого человека.
- 62. Когнитивное развитие в период взрослости.
- 63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
- 64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.
- 65. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Особенности деятельности в пожилом возрасте.
- 66. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 67. Психологические изменения в старости и роль личностного фактора в процессе старения.
- 68. Особенности познавательной сферы в период старости и старения.