37) Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе.
Кризис: Происходит необходимость смены ведущего вида деятельности: игровой - на учебную.
Существует ряд сложностей переходного периода:
все еще сохраняются особенности мышления, присущие дошкольному возрасту;
преобладает непроизвольная память;
кратковременная (не более 10-15 минут) продуктивность внимания;
завышенная самооценка, затрудняет пониманию педагогической оценки. Оценку за учебу ребенок ассоциирует с оценкой его как личности, что при отрицательном оценивании, замечаниях вызывает тревожность, состояние дискомфорта. Дети становятся пассивными.
неустойчивость поведения - зависит от эмоционального состояния ребенка.
недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности - трудности с произвольным поведением.
Если «незрелый» ребенок оказывается в школьной среде, возможные негативные последствия:
при психофизической неготовности ребенок не справляется со школьными нагрузками, у него повышается утомляемость, что в свою очередь приводит к капризам, эмоциональным срывам.
при неполной личностной готовности к обучению, ребенок испытывает значительные трудности в процессе обучения: обижается на замечания (в следствии завышенной самооценки), у них низкая продуктивность учебной деятельности (мотивационная незрелость), поведение их слишком опосредованно.
при интеллектуальной неготовности к обучению ребенок не в состоянии воспринять учебный материал, что влечет к низким оценками и, как следствие, еще большему занижению мотивации.
Готовность ребенка к школе обуславливается несколькими показателями:
Психологическая готовность к школе - совокупность интеллектуальных, социальных и личностных показателей, достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других.
Личностная готовность к школьному обучению. Изначально ребенка привлекает внешняя «атрибутика» школьной жизни: красивые пеналы, разноцветные ручки и т.д., у него возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. Непосредственно же желание учиться формируется несколько позже.
Формируется внутренняя позиция школьника.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов: способностью
обобщать,
сравнивать объекты,
классифицировать,
выделять существенные признаки,
определять причинно-следственные зависимости,
делать выводы,
умение выполнять действия во внутреннем, умственном плане.
Отношения
с учителем - внеситуативно-личностное общение. Учитель является авторитетом, образцом для подражания.
с другими детьми - обучение взаимодействия, делового общения. При высоком уровне психического развития ребенка характерно кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. В очень редких случаях наблюдается подлинное сотрудничество.
к себе - адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению.
Позитивные эмоции (оптимизм, бодрость, жизнерадостность) способствуют установления более продуктивных отношений.
Сохраняется «ведущая деятельность дошкольного периода. Преимущественно сюжетно-ролевая.
Внутри сюжетно-ролевой игры начинает развиваться и дифференцироваться учебная деятельность.
Происходит переход в учебный процесс, который должен протекать в игровой деятельности
Смену видов деятельности можно считать свершившейся, если:
сформировано произвольное поведение;
реализована познавательная деятельность;
развита мотивация к учебно-познавательной деятельности;
ребенок способен считаться с другими людьми, ставить себя на их место;
сформирован внутренний план умственных действий (способность в уме смоделировать поведение, проанализировать действия, построить планы, произвести вычисления и т.п.). Сензитивность
В игровой деятельности развивается мотивационно-волевая, произвольная и интеллектуальная сферы.
Воля. Способность ставить цели и достигать их. Изменяется мотивация с «хочу» на «надо». Основные мотивы:
чувство долга (перед родителями и сверстниками);
желание получить высокую оценку, похвалу;
желание быть первым, лучшим;
стремление к новым знаниям. Формируется настойчивость, которая напрямую зависит от эмоционального настроя. Ребенок способен спроецировать понятия «хорошо» или «плохо» на собственное поведение и сознательно корректировать его. Самовоспитание ребенка возможно на примерах любимых героев Развитие социальных навыков:
формирование собственного отношения к окружающему миру;
проявление характера;
интенсивное восприятие культуры;
ребенок осваивает манеры поведения, речь.
ребенок интересуется формами общения и поведения в группе;
поведение ребенка корректируется средой общения: в играх со сверстниками - самопознание, личностное становление; в подражаниях взрослым - формирование модели поведения, способов мышления. Психические процессы:
Мышление образно и конкретно. Образное мышление - способность представлять и сравнивать предметы в уме. Логическое мышление из-за неспособности ребенка сконцентрироваться на изменениях объекта еще не достаточно развито. Абстрактное мышление. Интерес к абстрактным, явлениям и понятиям (смерть). Теоретическое мышление - вопросы о происхождении (откуда взялся мир). Анимизм - приписывание неодушевленным предметам и животным человечески черты.
Память. Формирование в процессе игры произвольной памяти - целенаправленное сознательное запоминание материала.
Внимание. Переход к произвольному вниманию, которое совершенствуется: сосредоточенность, устойчивость, распределение - слабо выражены.
Самоконтроль за процессом деятельности - есть произвольное внимание ученика.
Восприятие. Более совершенная психическая деятельность способствует более целостному познанию окружающего. Развивается наблюдательность, как основа произвольного восприятия.
Воображение выделяется в самостоятельную псих. функцию. Способность целенаправленно вообразить. Речь более самостоятельная. Овладение новыми грамматическими формами. Словарный запас - 4000 слов.
Новообразования: Воображение - центральное психологическое новообразование. Ребенок способен регулировать деятельность своего воображения, связывать образы с реальностью, отделять реальность от фантазии.
смысловое (творческое) - самостоятельное создание новых уникальных (не существующих реально) образов без опоры на описание;
воссоздающее (конструктивное) - создание нового для ребенка образа (но реально существующего в жизни) на основе полученной информации: словесного описания, восприятия изображений.
38) Младший школьный возраст.7-10 лет. Учебная деятельность; Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности. 1. Независимость от взрослого 2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. Новообразования; Память. Изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Воля. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Мышление. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан и т.д.
Кризис 7 лет: Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса: 1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка; 2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.; 3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать. В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка
39) Признаки возрастного этапа: Переход от детства к взрослости. Половое созревание. Социальная ситуация развития: Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование. Характеристика ведущей деятельности: Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности. Кризисные проявления: Становление человека как субъекта собственного развития. Основные новообразования: Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший Подростковый Возраст). Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью; • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать; • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе; • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; • потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Особенности личности подростков: 1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. 2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". 3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. 6. Заметное развитие волевых качеств. 7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: - гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны; - эгоистическая направленность- он сам является более значимым, чем общество; - депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
- 1)История детской психологии
- 2)Предмет и задачи возрастной психологии
- 4)Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии
- 6)Методы исследования в психологии развития психических функций.
- 7)Стратегия наблюдения
- 8)Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии
- 9)Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы
- 10)Теория рекапитуляции
- 11)Теория преформизма к.Бюлера о трех ступенях детского развития
- 12)Теории социального научения в психологии развития
- 13)Вклад гуманистических психологов в психологию развития
- 14)Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии в.Штерна
- 15)Основные понятия и стадии психосоциального развития в концепции э.Эриксона
- 18)Принципы и основные понятия теории когнитивного развития ребенка ж. Пиаже
- 19)Вклад л.С. Выготского в психологию развития
- 20)Роль наследственности и среды, в психическом развитии ребенка
- 21)Вклад а.Н. Леонтьева в психологию развития
- 22) Роль деятельности в психическом развитии ребенка
- 23) Чувство взрослости и его виды
- 24)З. Фрейд и стадии психосексуального развития
- 25)А. Фрейд и линии развития ребенка
- 26) М. Кляйн: теория объектных отношений.
- 28)Феноменология привязанности Дж. Боулби
- 29)Виды нарушенной привязанности м. Эйнсворт
- 30)Идеи м. Малер: сепарация-индивидуация
- 31)Концепция развития д.Б. Эльконина
- 32)Стратегия формирующего эксперимента
- 35) Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет.
- 37) Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе.
- 40) Психическое развитие и формирование личности в юности (14 – 18)
- 41)Развитие личности в молодости. Кризис молодости
- 43)Завершающий период зрелости (55–65 лет)
- 44)В преклонном возрасте (старости)