Особенности развития личности в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное формирование личности: закладываются основы мировоззрения, формируются нравственное сознание, принципы и идеалы. Однако у правонарушителей нередко наблюдается отклонение в нравственном развитии в виде морального иждивенчества, социальной инфантильности.
Неустойчивость мировоззрения подростка сосуществует со слабостью и противоречивостью характера, в котором уживаются порой такие противоположные качества, как мечтательность и практицизм, доброжелательность и бессердечность, повышенная требовательность к другим и снижение требований к себе и своим поступкам.
Специфическим новообразованием данного возраста является «чувство взрослости», на формирование которого влияют: осознание своего физического отличия от детей и внешнего сходства со взрослыми; осознание и оценка своего полового созревания; осознание изменений в своем социальном положении (приобщение к труду, новые, «взрослые» обязанности и т.д.). Это благоприятствует формированию завышенной самооценки и усвоению внешней формы «взрослого» поведения (курения, нарочитой грубости, нетерпимого отношения к мнению других и т.п.).
Для подростков характерны: высокая восприимчивость к внешним воздействиям (как положительным, так и отрицательным); активный поиск нравственного идеала, нетерпимое отношение к фальши, неискренности; стремление к романтике; стремление к самовоспитанию, и прежде всего к формированию волевых качеств и волевой закалке. У подростков-правонарушителей все эти процессы получают негативную направленность. Так, часто в качестве идеала выбирается асоциальная личность, стремление к романтике завершается приобщением к романтике уголовного мира, для волевой закалки избираются заведомо ошибочные методы самовоспитания.
В практике воспитания подростков встречаются случаи, когда воспитанник полностью или частично отрицает свою вину, пытается оправдаться перед собой и другими людьми. Это свидетельствует о наличии в сознании личности так называемых защитных мотивов, которые способствуют возникновению «психологического барьера» между воспитателем и воспитанником. Защитная мотивация легко перерастает у подростков в отрицательные психические состояния (тоска, безнадежность, отчаяние, фрустрация, депрессия, раскаяние и т.д.).
Стремление к самостоятельности. Для подростка характерно стремление к самостоятельности, потребность в общении, ревнивое отношение к дружбе и товариществу, стремление определить свое отношение к явлениям окружающей объективной действительности, выработать принципы своего поведения. Стремление к самостоятельности создает условия для освоения социальных ролей и функций. Этот процесс противоречив. Отсутствие критичности у подростка как к своим действиям, так и к действиям окружающих его людей часто не дает ему возможности объективно оценивать результаты своего поведения.
Решающее значение в возникновении отклонений от социальной нормы имеет система общения подростков, направленность тех групп, участниками которых они становятся: усиление общения в малой группе (обычно уличной, отрицательно направленной) ведет к ослаблению контактов с семьей, классным и школьным коллективами. В свою очередь недостаток общения в школе и семье подросток пытается компенсировать общением в малой дружеской группе.
Типы социального поведения. Эмансипация подростка проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки и контроля старших, отойти от их стандартов, норм и ценностей. Этот тип поведения часто связан с борьбой подростка за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности.
В группировании проявляется характерное для данного возраста стремление к общению со сверстниками. Этим объясняется тот факт, что подавляющее большинство правонарушений подростки совершают в группе. Совместное совершение преступных действий, общие переживания и одинаковая оценка поступков гарантируют членам группы анонимность их соучастия и формируют чувство безнаказанности. Социально отрицательные групповые нормы воспринимаются всеми ее членами и укореняются, превращаясь в специфические индивидуальные установки и ценностные ориентации несовершеннолетних.
Стремление выйти из-под опеки взрослых следует умело заменить актами социально значимой самостоятельности (выбор профессии, творческая деятельность, спортивная профессионализация и т.д.). Важно предупредить образование отрицательно направленных групп, извращенных способов общения. Наконец, увлечения подростков важно переориентировать на устойчивые общественно ценные виды деятельности (учеба, труд, спорт, участие в общественной работе).
Психологические особенности личности молодого человека
Общая характеристика. На формирование личности в этом возрасте влияют следующие факторы: достижение к концу периода половой и физической зрелости, необходимость жизненного самоопределения, выбора профессии, активного включения в общественную деятельность.
Психофизическое развитие. Человек достигает в этом возрасте физической зрелости, у него нарастает мышечная сила, повышается работоспособность. Физическое состояние юноши придает ему уверенность в выборе профессии, овладении трудовыми навыками и умениями, занятии спортом.
- Предмет, задачи возрастной психологии.
- Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста.
- Методы возрастной психологии.
- Концепция нормативного подхода л.Гезелла, л.Термена.
- Теория «чистой доски» Скиннера, Торндайка.
- Концепция конвергенции двух факторов в.Штерна.
- Психодинамическая концепция развития личности з.Фрейда, а.Фрейд.
- Эпигенетическая концепция э. Эриксона.
- Роль различных видов деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. Механизмы смены ведущих деятельностей.
- Кризис новорожденности. Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс оживления.
- Младенчество (ведущий вид деятельности, возникновение и развитие психических процессов, акт хватания, его значение).
- Кризис первого года жизни.
- Ранний возраст (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, развитие познавательных процессов, самосознание, самостоятельность ребенка).
- Характеристика кризиса трех лет.
- Развитие психических процессов дошкольника.
- Развитие личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Кризис семи лет.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
- Развитие психических процессов младшего школьника.
- Личность младшего школьника: самооценка, усвоение моральных норм и правил поведения.
- Подросток. Анатомо-физиологическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.
- Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
- Особенности познавательных процессов и учебная деятельность в подростковом возрасте.
- Особенности развития личности в подростковом возрасте.
- Основные новообразования подросткового возраста.
- Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юности.
- Основные новообразования юности.
- Психологическая характеристика зрелости как вершины жизненного пути личности.
- Кризис зрелости.
- Психологическая характеристика старости.
- Типология старости и.С.Кон, д.Б. Бромлей.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.