Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
мышления.
Мышление –это процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности человека в его существенных связях и отношениях. Оно дает нам возможность узнать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, что не можем увидеть, потрогать. Оно позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.
Виды:
Наглядно-действенное мышление существует у высших животных и детей младшего возраста до 3-х лет. Основная характеристика отражена в названии. У взрослого этот вид мышления принято называть практическим.
Наглядно-образное мышление. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно виденье предмета с разных точек зрения. Очень важная особенность образного мышления у взрослого человека установление невероятных сочетаний и их свойств.
Словесно-логическое мышление. Главной особенностью является использование понятий логических функций на базе языка в процессе решения задачи.
операции:
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.
Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.
Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.
Аналогия – процесс установления сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.
- Понятия «психология», «психика», задачи психологии.
- Методы психологического исследования.
- Деятельность. Структура и виды деятельности
- Общение и его функции. Виды и стили общения.
- Психологическая характеристика внимания. Виды и свойства
- Психологическая характеристика ощущения. Виды ощущения.
- Психологическая характеристика восприятия. Свойства
- Психологическая характеристика памяти. Виды и процессы памяти.
- Психологическая характеристика мышления. Виды и операции
- Психологическая характеристика воображения. Виды воображения.
- Понятие «воля». Виды и структура волевого действия.
- Эмоции и их виды. Эмоциональные состояния. Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних или внешних раздражителей, которые проявляются в форме переживаний.
- Чувства. Виды чувств.
- Темперамент. Характеристика типов темперамента.
- Характер. Типы характеров.
- Способности. Виды способностей.
- Общая характеристика младшего школьного возраста.
- Общая характеристика подросткового возраста. Подростковый кризис.
- Общая характеристика юношеского возраста.
- Асоциальное поведение. Типы асоциального поведения.
- Влияние семьи на формирование личности учащегося.
- Коллектив. Стадии развития коллектива.
- Группы. Виды групп.
- Конфликты. Виды конфликтов.
- Взависимости от коллическтва человек
- 2. В зависимости от ранга
- Тактики и стратегии поведения в конфликте
- Понятие «возраст». Возрастная периодизация.