61. Основные виды деятельности взрослого человека.
Становление личности как субъекта познания, труда и
общения протекает во времени и осуществляется на про-
тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием
факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю-
щих развитие.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности
является труд, который оказывает развивающее воздей-
ствие на личность в совокупности с такими факторами,
как возраст и образование. Воздействующие на человека
факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность
влияния разнородных явлений на психофизиологические
функции и психические процессы изменяется в ходе он-
тогенеза.
Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз-
ности в развитии психофизиологических функций, заклю-
чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо-
тоспособности» в ходе созревания и специализации под
влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза
развития психофизиологических функций представляет
собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож-
дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто-
рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про-
цессе развития наблюдается не только нарастание
потенциальных возможностей функций, но и снижение их
«работоспособности» или относительная стабилизация.
Двухфазность развития психических функций в разные
периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз-
ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси-
ленное развитие психических функций, их фронтальный
прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема
здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь-
ный прогресс протекает в этот период в условиях относи-
тельной самостоятельности функционирования памяти,
мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое
число межфункциональных связей.
Вторая фаза развития тех же функций - специализа-
ция - начинает активно проявляться преимущественно
после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-
функциональных и межфункциональных связей. Начиная
с 30 лет специализация психических функций доминиру-
ет, что связано с приобретением жизненного опыта и
профессионального мастерства.
Средства воздействия на человека в период профес-
сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея-
тельности через специализацию психических функций
приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-
ных способностей.
- Историческое происхождение детства, историческое развитие детства (д.Б. Эльконин).
- 2. Стратегии и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- 3. Основные этапы становления возрастной психологии.
- 4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- Значение возрастной психологии для образовательной системы и социальной работы.
- Специфика психического развития человека.
- Учение Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
- Операциональная концепция интеллекта, разработанная ж. Пиаже. Механизмы и стадии интеллектуального развития.
- 10. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции э. Эриксона (задачи возраста). Ключевые понятия.
- Основные понятия, проблемы и экспериментальные исследования в американских теориях социального научения.
- Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
- Закон культурного развития высших психических функций. Принцип интериоризации.
- Экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Законы психического развития ребенка (л.С. Выготский).
- Параметры психического развития ребенка в культурно-исторической психологии: источник развития, условия развития, направление и форма развития, движущие силы.
- Понятие «психологический возраст».
- Понятие «социальная ситуации развития».
- Понятие «кризис» в психическом развитии.
- Понятие «ведущая деятельность»
- Закон д.Б. Эльконина о периодичности в психическом развитии ребенка.
- Социальная ситуация психического развития в младенческом возрасте.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность; объект, содержание, средства. Развитие ведущей деятельности.
- Познавательное развитие младенца.
- Психологические новообразования младенческого периода.
- Кризис первого года жизни. Развитие самосознания в младенчестве.
- Госпитализм как психологическое явление: формы проявления, причины, способы преодоления и предупреждения.
- Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем детстве.
- Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов в раннем детстве.
- 30. Речевое развитие в раннем возрасте.
- 31. Характеристика кризиса трех лет. Симптоматика, роль в психическом развитии.
- 32. Игра - ведущая деятельность периода дошкольного детства.
- 33. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
- 34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
- 35. Эмоциональное развитие дошкольника. Эмоциональное неблагополучие ребенка.
- 36. Развитие общения дошкольника со взрослыми.
- 37. Развитие общения дошкольника со сверстниками.
- 38. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
- 39. Психологическая готовность к обучению в школе.
- 40. Типичные трудности начального школьного периода.
- 41. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
- 42. Структура учебной деятельности.
- 43. Развитие личности младшего школьника.
- 44. Развитие мотивации учения на протяжении школьного возраста.
- 45. Основные новообразования младшего школьного возраста.
- 46. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
- 47. Кризисный характер подростничества.
- 48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
- 49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.
- 50. Психогенная школьная дезадаптация, причины и способы предупреждения и коррекции.
- 51. Психологические новообразования подросткового возраста.
- 52. Патологические нарушения поведения в подростковом периоде.
- 53. Особенности общения подростка со взрослыми.
- 54. Задачи развития в юношеском возрасте.
- 55. Психологические особенности юношеского периода.
- 56. Психологические новообразования юношеского возраста.
- 57. Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
- 58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения
- 59. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции.
- I. Неправильное воспитание
- 60. Предмет психологии среднего возраста.
- 61. Основные виды деятельности взрослого человека.
- 62. Когнитивное развитие в период взрослости.
- 63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
- 64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.
- 65. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Особенности деятельности в пожилом возрасте.
- 66. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 67. Психологические изменения в старости и роль личностного фактора в процессе старения.
- 68. Особенности познавательной сферы в период старости и старения.