48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
Главная тенденция в развитии подростка - переориен-
тация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея-
тельности в подростковом возрасте.
1. Общение является для подростков очень важным ин-
формационным каналом.
2. Общение - специфический вид межличностных от-
ношений, он формирует у подростка навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-
стаивать свои права.
3. Общение - специфический вид эмоционального кон-
такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла-
гополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две проти-
воречивые потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности (появляется свой внутрен-
ний мир, подросток испытывает потребность остаться на-
едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич-
ностью, в то же время стремится внешне ничем не
отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко-
вых групп является конформность - склонность человека
к усвоению определенных групповых норм, привычек и
ценностей, подражательность. В отношениях исходного
возрастного равенства подростки отрабатывают способы
взаимоотношений, проходят особую школу социальных
отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки
учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин-
тересованность, совместное постижение окружающего
мира и друг друга становятся самоценными. Общение
оказывается настолько притягательным, что дети забыва-
ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-
лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся
не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны
подросток доверяет уже не родителям, а обретенному
другу. При этом в категорической форме отстаивает пра-
во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких
обсуждений и комментариев по поводу не только недо-
статков, но и достоинств друга.
В отношениях со сверстниками подросток стремится
реализовать свою личность, определить свои возможно-
сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему
нужны личная свобода и личная ответственность. И он от-
стаивает эту личную свободу как право на взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-
мирования личности в полном смысле этого слова. В этой
деятельности формируется самосознание - основное но-
вообразование этого возраста - социальное сознание,
перенесенное внутрь.
- Историческое происхождение детства, историческое развитие детства (д.Б. Эльконин).
- 2. Стратегии и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- 3. Основные этапы становления возрастной психологии.
- 4. Предмет психологии развития и возрастной психологии:
- Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- Значение возрастной психологии для образовательной системы и социальной работы.
- Специфика психического развития человека.
- Учение Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
- Операциональная концепция интеллекта, разработанная ж. Пиаже. Механизмы и стадии интеллектуального развития.
- 10. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции э. Эриксона (задачи возраста). Ключевые понятия.
- Основные понятия, проблемы и экспериментальные исследования в американских теориях социального научения.
- Понятие высшей психической функции. Структура впф (по л.С. Выготскому).
- Закон культурного развития высших психических функций. Принцип интериоризации.
- Экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Законы психического развития ребенка (л.С. Выготский).
- Параметры психического развития ребенка в культурно-исторической психологии: источник развития, условия развития, направление и форма развития, движущие силы.
- Понятие «психологический возраст».
- Понятие «социальная ситуации развития».
- Понятие «кризис» в психическом развитии.
- Понятие «ведущая деятельность»
- Закон д.Б. Эльконина о периодичности в психическом развитии ребенка.
- Социальная ситуация психического развития в младенческом возрасте.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность; объект, содержание, средства. Развитие ведущей деятельности.
- Познавательное развитие младенца.
- Психологические новообразования младенческого периода.
- Кризис первого года жизни. Развитие самосознания в младенчестве.
- Госпитализм как психологическое явление: формы проявления, причины, способы преодоления и предупреждения.
- Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем детстве.
- Динамика совместной деятельности ребенка и взрослого по поводу предметов в раннем детстве.
- 30. Речевое развитие в раннем возрасте.
- 31. Характеристика кризиса трех лет. Симптоматика, роль в психическом развитии.
- 32. Игра - ведущая деятельность периода дошкольного детства.
- 33. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.
- 34. Мышление и речь в дошкольном возрасте.
- 35. Эмоциональное развитие дошкольника. Эмоциональное неблагополучие ребенка.
- 36. Развитие общения дошкольника со взрослыми.
- 37. Развитие общения дошкольника со сверстниками.
- 38. Основные психологические новообразования дошкольного детства.
- 39. Психологическая готовность к обучению в школе.
- 40. Типичные трудности начального школьного периода.
- 41. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
- 42. Структура учебной деятельности.
- 43. Развитие личности младшего школьника.
- 44. Развитие мотивации учения на протяжении школьного возраста.
- 45. Основные новообразования младшего школьного возраста.
- 46. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
- 47. Кризисный характер подростничества.
- 48. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность подросткового возраста (д.Б.Эльконин).
- 49. Представления о ведущей деятельности в подростковом периоде.
- 50. Психогенная школьная дезадаптация, причины и способы предупреждения и коррекции.
- 51. Психологические новообразования подросткового возраста.
- 52. Патологические нарушения поведения в подростковом периоде.
- 53. Особенности общения подростка со взрослыми.
- 54. Задачи развития в юношеском возрасте.
- 55. Психологические особенности юношеского периода.
- 56. Психологические новообразования юношеского возраста.
- 57. Учебно-профессиональная деятельность, ее значение в юношеском возрасте.
- 58. Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения
- 59. Проблема девиантного поведения у молодежи: причины, способы предупреждения и коррекции.
- I. Неправильное воспитание
- 60. Предмет психологии среднего возраста.
- 61. Основные виды деятельности взрослого человека.
- 62. Когнитивное развитие в период взрослости.
- 63. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов.
- 64. Проблема периодизации зрелого возраста. Основные задачи фаз зрелости.
- 65. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Особенности деятельности в пожилом возрасте.
- 66. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 67. Психологические изменения в старости и роль личностного фактора в процессе старения.
- 68. Особенности познавательной сферы в период старости и старения.