47. Структура памяти.
Механизмы работы памяти, особенно такие, как процессы хранения и извлечения информации — основа всех психических процессов, следовательно, они представляют наибольший интерес для изучения в когнитивной психологии.
Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в "зеркальности" запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития. Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.).
Теории, описывающие работу памяти
Альтернативная теория работы памяти предполагает один тип хранилища, в котором информация проходит различные уровни обработки.
блоковая модель переработки информации - когнитивная сфера представляет собой набор информационных хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступающего материала. След памяти проходит поочередно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной памяти. По длительности удержания следа выделяют кратковременную и долговременную память.
Активная и динамичная области кратковременной памяти с вниманием и долговременным хранилищем образуют рабочую память.
Сенсорное хранилище
Одно из первых хранилищ, в которое попадает информация, называется сенсорным хранилищем. Туда поступает информация, собранная со всех органов чувств.
"Кодирование" стимулов
Сложный по составу стимул передается в память, при сосредоточивании человека на ряде имеющихся у него аспектов. Происходит как бы "кодирование", поскольку переданный стимул сохраняется в памяти не в том виде, котором был воспринят, он "кодируется" или преобразуется в определенную последовательность характеристик стимула.
Кратковременное, промежуточное хранилище
Хрупко и недолговременно
Рабочая или оперативная память
В 1974 году А. Баддели и Дж. Хитч назвали промежуточную память — рабочей памятью, или оперативной, определив ее состав как:
Центральный процессор — производит обработку всей информации, поступающей в промежуточное хранилище, и осуществляет контроль над этой информацией, а может быть служит для решения двойственных задач определения процессов и локализации функций.
Артикуляционная петля выполняет функцию внутреннего повторения для лучшего запоминания, Визуально-пространственный блокнот обрабатывает визуально-пространственную информацию.
Первичное акустическое хранение — первичное слуховое запоминание (отсюда мы берем первый вопрос собеседника, при этом, попросив повторить вопрос опять).
Запись, хранение и организация памяти
В долговременной памяти прослеживается четкая зависимость: извлечение информации напрямую зависит от того, как она была сохранена (записана) и закодирована.
. В ассоциативном подходе исследуется семантическая организация памяти. Анализируя особенности свободного воспроизведения (используя ассоциации слов), получаем информацию об организации понятий в основе когнитивной структуры.
В когнитивных моделях систематизируются данные семантических экспериментов, создаются различные теории памяти, которые подразделяются на групповые модели: модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.
- Большое спасибо Вале, Вере, Денису, Насте и Соне за помощь в подготовке билетов!!!
- 1. Предмет и задачи общей психологии
- 2. Житейская психология
- 3. Психика…
- 4.Отрасли психологии как научной дисциплины
- 5. Предмет педагогической психологии
- 6. Методы психологии
- 2 Эмпирические методы
- 7. Представления о душе в античность и средневековье
- 8. Психология 17-18
- 9. Ассоцианизм.
- 10 Бихевиоризм
- 11. Гештальтпсихология.
- 12. Психоанализ
- 13. Когнитивная психология
- 14. Учение Сеченова о торможении
- 15. Учение о рефлексах и второй сигнальной системе Павлова Иван Петрович
- 16. Психологическая структура сознания.
- 17. Деятельность и ее роль в развитии психики
- 18. Потребности и мотивы
- 19.Субъект деятельности и субъект познания
- 20. Бессознательное
- 21. Строение и функции нервной системы, централизация и энфализация
- 22. Отделы нс
- 23. Нейрон – строение, типы, функции, синапс.
- 24. Рецепторы и их виды
- 25. Спинной мозг – х-ка строение ф-ии
- 26. Головной мозг – х-ка строение ф-ии
- 27. Виды чувствительности
- 28. Функц и структурное строение коры полушарий головного мозга
- 29. Функциональная асимметрия полушарий мозга
- 30. Эксперимент. Исследования высшей нервной деят-и животных
- 31. Условные рефлексы, память, научение у животных
- 32. Определение ощущений и восприятия. Свойства виды динамика(сенсорная адаптация) и взаимодействие ощущений (синестезия)
- 33. Психофиз закон и примеры психофиз зависимостей
- 34. Теория обнаружения сигнала
- 35. Восприятие. Ф-ии и св-ва. Базовые и высшие процессы восприятия.
- 36. Восприятие глубины рельефа , осн механизмы восприятия
- 37. Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория
- 38. Специфика мышления как псих процесса
- 39. Виды мышления
- 40. Мышление и речь. Внутренняя речь. Роль речи в развитии высших псих.Функции
- 41. Развитие мышления в онтогенезе. Сенсомоторный интеллект. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие понятийного мышления.
- 42. Врожденное и приобретенное в психическом развитии человека
- 43. Теория культурного опосредования в развитии высших психических функций.
- 44, Философские и психологические проблемы «искусственного интеллекта»
- 45. Общая характеристика памяти. Основные категории мнемических процессов и их характеристика.
- 46. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Закон т. Рибо.
- 47. Структура памяти.
- 48. Семантические сети и работа памяти
- 49. Внимание как универсальный психический процесс: связи с другими процессами
- 50. Внимание и невнимание
- 1 Обнаружение сигнала 2 бдительность 3 поиск 4 избирательное внимание 5 распределенное внимание
- 51. Виды внимания
- 52. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- 53.Воображение и творчество. Воображение в научном, художественном, техническом творчестве.
- 54. Виды эмоц процессов
- 55Физиологические аспекты эмоциональных процессов. Органические функции эмоций.
- 56 Воля и произвольная регуляция поведения.
- 57 Темперамент.Определение темперамента. Виды темперамента.
- 58 Различные подходы к личности. Биогенетический подход, социогенетический, персоногенетический, культурно-исторический и деятельностный подход.
- 59. Теории личности в отечественной психологии (л.С. Выготский.А.Н.Леонтьев. Б.С.Братусь)
- 60. Развитие личности
- 61. Общение и его механизмы
- 62. Фигуры и формы межличностного общения. Ошибки восприятия в общении
- 63. Социальная группа: её структура и развитие. Виды социальных групп.
- 64. Влияние социальной группы на личность.