logo
лоббизм и спонсоринг3

Тема 2. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое влияние

Лоббизм как социальное, психологическое и непсихологическое влияние. Цели влияния. Формы «варварского» психологического влияния. Основные варварские типы. Выигрыши «варвара». Спорные виды влияния и противостояния влиянию. Цивилизованное противостояние «варварскому» психологическому нападению. Алгоритм цивилизованного противостояния.

Психологическое нападение. Классификация форм нападения.

Лоббизм и спонсоринг как манипулирование. Основные манипулятивные типы. Манипулятивные и риторические техники аргументации. Техники контраргументации.

Техники «психологического самбо». Техники конструктивной критики. Принятие решения о вступлении в конфронтацию. Алгоритм конфронтации.

Анализ деструктивного повиновения в социально-психологическом контексте.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание социально-психологического подхода к влиянию, который обладает четырьмя определяющими характеристиками: 1) внимание концентрируется на психических процессах субъекта и его поведении; 2) акцентируется значимость власти ситуации при выборе линии поведения; 3) предполагается, что субъективное восприятие социальной ситуации оказывает на поведение большее влияние, чем объективная реальность; 4) научные методы исследования признаются важнейшими при получении и оценке данных.

Литература

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.

Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 1998. - С. 206.

Психология влияния. / Под ред. Морозова А. В. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: речь, 2001. - 267 с.

Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 272 с.

Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель-Пресс, изд-во института психотерапии, 2004. - 192 с.

Контрольные вопросы

Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?

Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.

Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.

Приведите примеры следующих форм социального влияния – принуждающего, вознаграждающего, легитимного, информационного, экспертного, референтного.

В каких случаях техники психологического самбо – техника бесконечного уточнения, техника внешнего согласия, или «наведения тумана», техника испорченной пластинки, техника «английского профессора» – могут оказаться адекватными.

Составьте психологический портрет субъекта, на которого окажут эффективное воздействие следующие формы принуждения: объявление жестко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований; наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой.

Прокомментируйте высказывание Б. Вашингтона «Нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним».