Тема 2. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое влияние
Лоббизм как социальное, психологическое и непсихологическое влияние. Цели влияния. Формы «варварского» психологического влияния. Основные варварские типы. Выигрыши «варвара». Спорные виды влияния и противостояния влиянию. Цивилизованное противостояние «варварскому» психологическому нападению. Алгоритм цивилизованного противостояния.
Психологическое нападение. Классификация форм нападения.
Лоббизм и спонсоринг как манипулирование. Основные манипулятивные типы. Манипулятивные и риторические техники аргументации. Техники контраргументации.
Техники «психологического самбо». Техники конструктивной критики. Принятие решения о вступлении в конфронтацию. Алгоритм конфронтации.
Анализ деструктивного повиновения в социально-психологическом контексте.
Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание социально-психологического подхода к влиянию, который обладает четырьмя определяющими характеристиками: 1) внимание концентрируется на психических процессах субъекта и его поведении; 2) акцентируется значимость власти ситуации при выборе линии поведения; 3) предполагается, что субъективное восприятие социальной ситуации оказывает на поведение большее влияние, чем объективная реальность; 4) научные методы исследования признаются важнейшими при получении и оценке данных.
Литература
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 1998. - С. 206.
Психология влияния. / Под ред. Морозова А. В. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: речь, 2001. - 267 с.
Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 272 с.
Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель-Пресс, изд-во института психотерапии, 2004. - 192 с.
Контрольные вопросы
Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
Приведите примеры следующих форм социального влияния – принуждающего, вознаграждающего, легитимного, информационного, экспертного, референтного.
В каких случаях техники психологического самбо – техника бесконечного уточнения, техника внешнего согласия, или «наведения тумана», техника испорченной пластинки, техника «английского профессора» – могут оказаться адекватными.
Составьте психологический портрет субъекта, на которого окажут эффективное воздействие следующие формы принуждения: объявление жестко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований; наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой.
Прокомментируйте высказывание Б. Вашингтона «Нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним».
- Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы
- Тема 2. Лоббизм как влияние и манипулирование
- Тема 3. Лоббизм как социально-психологическое воздействие
- Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста
- Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру
- Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребенка)
- Тема 7. Порядок рождения и развитие личности
- Тема 8. Власть как средство политического лидера
- Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход
- Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и сила.
- Тема 11. Символические знаки власти
- Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций
- Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть
- Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность
- Тема 15. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели
- Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы
- Тема 2. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое влияние
- Тема 3. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое воздействие
- Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста
- Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру
- Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребёнка) как основы формирования комплексов
- Тема 7. Порядок рождения и развитие личности
- Тема 8. Власть как средство политического лидера
- Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход
- Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и как сила
- Тема 11. Символические знаки власти
- Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций
- Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть
- Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность в лоббизме и спонсоринге
- Тема 15. Стратагемы как ресурс лоббизма и спонсоринга
- Тема 16. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели