Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребёнка) как основы формирования комплексов
Архетипы коллективного бессознательного и комплексы личного бессознательного. Отношения «архетип - психическое» и «инстинкт - телесное». Архетип матери как основа комплекса матери. Типичные формы архетипа матери. Аспекты символа матери. Позитивные и негативные аспекты материнского комплекса. Комплекс матери у дочери. Комплекс матери у сына. Типичные формы архетипа отца. Негативный комплекс отца у женщин. Негативный комплекс отца у мужчин. Негативные составляющие архетипа ребёнка. Положительная сторона архетипа ребёнка - стремление к независимости. Мотив ребёнка.
Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание того, что архетипы представляют собой психологический случай «стереотипа поведения», наделяющего все живые существа их особыми специфическими свойствами; на понимание отличительной черты архетипа – нуминозности.
Литература
Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.
Джонсон Р. А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. - Москва: Институт общегуманитарных исследований; Харьков: Издательство «Фолио», 1996. - 186 с.
Джонсон Р. А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. - Москва: Институт общегуманитарных исследований; Харьков: Издательство «Фолио», 1996. - 124 с.
Зеленский В. В. Аналитическая психология. - СПб.: Б.С.К., 1996.- 324 с.
Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбх. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.
Эдингер Э. Ф. Эго и архетип. - М.: ООО «ПентаГрафик», 2000. - 264 с.
Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
Контрольные вопросы
Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
Методический принцип, согласно которому психология имеет дело с продуктами бессознательного, гласит: содержания архетипичной природы манифестируют процессы, происходящие в коллективном бессознательном. Приведите примеры, демонстрирующие данный принцип.
Согласно К.Г. Юнгу существует пять групп инстинктивных факторов: творчество, рефлексия, деятельность, сексуальность, голод. Прокомментируйте данное положение.
К архетипам, которым К. Г. Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся: тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость. Согласно учению, эти архетипы широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людях. Приведите примеры в контексте изучаемой дисциплины.
Прокомментируйте высказывание Скотта: «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол».
- Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы
- Тема 2. Лоббизм как влияние и манипулирование
- Тема 3. Лоббизм как социально-психологическое воздействие
- Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста
- Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру
- Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребенка)
- Тема 7. Порядок рождения и развитие личности
- Тема 8. Власть как средство политического лидера
- Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход
- Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и сила.
- Тема 11. Символические знаки власти
- Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций
- Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть
- Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность
- Тема 15. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели
- Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы
- Тема 2. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое влияние
- Тема 3. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое воздействие
- Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста
- Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру
- Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребёнка) как основы формирования комплексов
- Тема 7. Порядок рождения и развитие личности
- Тема 8. Власть как средство политического лидера
- Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход
- Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и как сила
- Тема 11. Символические знаки власти
- Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций
- Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть
- Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность в лоббизме и спонсоринге
- Тема 15. Стратагемы как ресурс лоббизма и спонсоринга
- Тема 16. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели