Экзистенциальное описание случая: Илзе
Самое знаменитое описание случая из практики Бинсвангера, доступное в английском переводе, – случай Эллен Вест (1958с). В этой главе мы использовали выдержки этого описания как иллюстрации различных понятий экзистенциальной психологии, однако оно слишком длинно и сложно, чтобы его можно было кратко изложить на этих страницах. Читатель, интересующийся тем, как осуществляет экзистенциальный психотерапевт феноменологический анализ поведения пациента и как он использует свои открытия для формулировки представлений о существовании пациента или модусах бытия-в-мире, должен прочесть "The case of Ellen West" целиком.
Исходя из практических соображений, мы отобрали для обсуждения одно из самых коротких описаний, сделанных Бинсвангером, "Помешательство как жизне-исторический феномен и как психическое заболевание: случай Илзе" (1958b). Илзе, замужняя женщина, которой существенно за тридцать, стала пациенткой в санатории Бинсвангера в связи с различными типами бреда. Ее бредовое поведение появилось несколько месяцев спустя после совершения очень драматического и болезненного акта. Она опустила правую руку в горячие печные угли, затем протянула страшно обожженную руку отцу и сказала: "Посмотри, это чтобы показать тебе, как я тебя люблю". По внешней видимости Илзе обожгла себя в отчаянной попытке изменить грубость и тиранию отца в обращении с матерью. Поведение отца на несколько месяцев изменилось, но затем все вернулось в обычное русло. Илзе отреагировала на это, впав в безумие, от которого лечилась впоследствии.
Жизненная история Илзе содержала лишь одну ключевую тему – тему отца, вокруг которой вращалось ее существование. Гнет этой темы стал в конце концов невыносим, и она пыталась освободиться от него, пойдя на крайний поступок. Это, однако, не сработало, вследствие чего существование Илзе стало еще больше испытывать доминирование отцовского "комплекса".
"Эта тема более не считается с границами, но распространяется на все существование, видя только себя и живя только для себя. Она заставляет человека [Илзе], которым управляет, встречать "отца" по всему миру людей (Mitwelt) и сражаться с ней в любви и ненависти, идти на бой и сдаваться, вновь и вновь в конфликте... Так же, как грубость и холодность отца, его недоступность любви и жертвенности обернулись для Илзе неразрешимой загадкой, так и все окружение обретает загадочную силу; иногда это любящее Ты, которому она хотела бы отдать себя – не только руку, но себя целиком; но в другой раз это грубый, лишенный любви, неприступный мир, издевающийся над ее любовью, высмеивающий и унижающий ее, ранящий ее гордость. Все ее существование ограничено теперь побуждениями и беспокойством, связанными с принятием и отвержением ее. Но с умножением Я, с неограниченным распространением темы все существование, с утерей исходной тематической цели, отца, невозможно никакое решение проблемы" (1958, с. 224).
Как следствие, безумие.
Относительно специфической природы жертвы – сжигания руки Бинсвангер замечает, что она для Илзе означает различные вещи. На уровне поверхности это сделано на благо матери. Но это был также акт очищения (огонь очищает) и искупления за ее "горячую" любовь к отцу. Она пытается выжечь из себя грозящий пожрать ее внутренний огонь. Огонь сражается с огнем. Но это также означает попытку растопить "лед" отцовского сердца в огне своей любви к нему. Жертва была напрасной. Она не только не изменила отца, но и не очистила Илзе. Жертва, чтобы быть успешной, должна завершиться союзом между приносящим жертву и тем, во имя кого она совершается. Илзе хотела очистить себя и отца, чтобы между ними мог возникнуть новый союз, "...вследствие неудачи союза, единства с отцом на уровне чистого Мы, самоочищение стало бессмысленным" (1958, с. 220).
Следствием этой неудачи явилось то, что Илзе "размножила" тему отца на всех мужчин; отсюда ее бред самоотношения, любви и преследования. Мужчины привлекают и отталкивают ее, чему сопутствует чувство вины и ненависть, являющиеся следствием такого конфликта.
Бинсвангер предостерегает читателя, что не следует, "как это делают психоаналитики, видеть в этой истории всего лишь историю либидо, его фиксаций на отце, вынужденный отрыв от отца и его конечный перенос на окружающий мир" (1958, с. 225). Человеческая история покоится на отношении к ее "основанию". Отец и мать – часть основания существования большинства людей.
"Но Илзе получила лишь то, что отец и мать были ее судьбой, полученной как наследство и как задача; как устоять перед таким уделом – такой была проблема ее существования. Значит, в ее "отцовском комплексе" действовали судьба и свобода". (1958, с. 225).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Келвин с. Холл, Гарднер Линдсей теории личности Перевод и.Б.Гриншпун
- Теория личности: что это такое
- Теория личности и история психологии
- Что такое личность?
- Что такое теория?
- Теория личности
- Теория личности и другие психологические теории
- Сравнение теорий личности
- Формальные признаки
- Сущностные признаки
- Классический психоанализ фрейда
- Структура личности
- Сверх-я
- Динамика личности
- Инстинкт
- Распределение и использование психической энергии
- Тревога
- Развитие личности
- Отождествление
- Смещение
- Защитные механизмы я
- Стадии развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Научное кредо Фрейда
- Свободные ассоциации и анализ сновидений
- Анализ случаев
- Самоанализ Фрейда
- Критика
- Аналитическая теория юнга
- Структура личности
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
- Анима и анимус
- Самость
- Установки
- Функции
- Взаимодействие между системами личности
- Динамика личности
- Психическая энергия
- Принцип эквивалентности
- Принцип энтропии
- Применение энергии
- Развитие личности
- Каузальность против телеологии
- Синхрония
- Наследственность
- Стадии развития
- Прогрессия и регрессия
- Процесс индивидуации
- Трансцендентная функция
- Сублимация и вытеснение
- Символизация
- Типичные исследования. Методы исследования
- Экспериментальное исследование комплексов
- Сновидения
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Социально-психологические теории: адлер, фромм, хорни, салливан
- Альфред адлер
- Фиктивный финализм
- Стремление к превосходству
- Чувство неполноценности и компенсация
- Социальный интерес
- Жизненный стиль
- Творческое я
- Типичные исследования. Методы исследования
- Порядок рождения и личность
- Ранние воспоминания
- Детские переживания
- Эрих фромм
- Карен хорни
- Гарри стек салливан
- Структура личности
- Динамизмы
- Персонификация
- Когнитивные процессы
- Динамика личности
- Напряжение
- Трансформация энергии
- Развитие личности
- Стадии развития
- Детерминанты развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интервью
- Исследования в области шизофрении
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Персонология мюррея
- Структура личности
- Определение личности
- События и сериалы
- Сериальные программы и планы
- Способности и постижения
- Основания личности
- Динамика личности
- Потребность
- Редукция напряжения
- Потребностный интеграт
- Единая тема
- Регнантные (главенствуюшие) процессы
- Векторно-ценностная схема
- Развитие личности
- Детские комплексы
- Генетические детерминанты и факторы созревания
- Научение
- Социокультурные детерминанты
- Уникальность
- Бессознательные процессы
- Процесс социализации
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интенсивное изучение небольшого количества здоровых субъектов
- Диагностический консилиум
- Инструментарий
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Организмическая теория
- Курт гольдштейн
- Структура организма
- Динамика организма Выравнивание
- Само-актуализация
- "Приход к согласию" со средой
- Развитие организма
- Типичные исследования. Методы исследования
- Изучение случаев поражения мозга
- Изучение отдельных случаев
- Абстрактное и конкретное поведение
- Андраш ангьял
- Структура биосферы
- Биосферические системы
- Измерения структуры личности
- Символическое "я"
- Динамика биосферы
- Развитие личности
- Абрахам маслоу
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Центрированная на человеке теория роджерса
- Структура личности
- Организм
- Организм и я: конгруэнтность и неконгруэнтность
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Качественные исследования
- Контент-анализ
- Рейтинговые шкалы
- Экспериментальные исследования я-концепиии
- Другие эмпирические подходы
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Экзистенциальная психология
- Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
- Бытие-за-пределами-мира (Человеческие возможности)
- Основание существования
- Миро-проект
- Модусы бытия-в-мире
- Экзистенциалы
- Динамика и развитие существования Динамика
- Развитие
- Типичные исследования. Методы исследования Феноменологический анализ
- Экзистенциальный анализ против психоанализа
- Экзистенциальное описание случая: Илзе
- Экзистенциальный анализ сновидений
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория поля курта левина
- Структура личности
- Психологическая среда
- Жизненное пространство
- Дифференцированный человек
- Дифференцированная среда
- Связи между регионами
- Структура личности
- Количество регионов
- Человек в среде
- Локомоция и коммуникация
- Переструктурирование жизненного пространства
- Степень реальности
- Временнóе измерение или перспектива
- Динамика личности
- Энергия
- Напряжение
- Потребность
- Напряжение и моторное действие
- Валентность
- Сила или вектор
- Локомоция
- Динамическое структурирование психологической среды
- Возвращение равновесия
- Развитие личности
- Изменения поведения
- Основные понятия теории развития личности
- Стадии развития
- Регрессия
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Психология индивидуальности олпорта
- Структура и динамика личности
- Личность. Характер. Темперамент
- Намерения
- Проприум (собственное)
- Функциональная автономия
- Единство личности
- Развитие личности
- Ребенок
- Трансформация ребенка
- Взрослый
- Типичные исследования. Методы исследования
- Идеографическое – номотетическое
- Прямые и косвенные методы исследования личности
- Исследование экспрессивного повеления
- Письма от Дженни
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Конституциональная психология шелдона
- Прошлое конституциональной психологии
- Уильям X. Шелдон
- Структура телосложения
- Измерение телосложения
- Первичные компоненты телосложения
- Вторичные компоненты
- Соматотипизация женщин
- Постоянство соматотипа
- Анализ поведения (личность)
- Оценка темперамента
- Первичные компоненты темперамента
- Соотношение телосложения и поведения личности
- Некоторые теоретические положения
- Биологическая и генетическая ориентация
- Организмический и полевой подход
- Развитие личности
- Бессознательные процессы
- Типичные исследования. Методы исследования
- Телосложение и психические расстройства
- Телосложение и делинквентность
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Факторная теория кэттелла
- Теория личности Кеттела
- Сущность личности: структура черт
- Факторная теория Кеттела
- Развитие личности
- Анализ наследственности и среды
- Научение
- Социальный контекст
- Типичные исследования. Методы исследования
- Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
- Некоторые родственные представления
- Дж.П.Гилфорд
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Стимул-реактивная теория
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Иллюстративный эксперимент
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Врожденное "оснащение"
- Процесс научения
- Вторичные влечения и процесс научения
- Высшие психические процессы
- Социальный контекст
- Критические стадии развития
- Бессознательные процессы
- Конфликт
- Неврозы возникают в результате научения
- Психотерапия
- Теория оперантного подкрепления скиннера
- Общие соображения
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория личности в перспективе
- Сравнение теорий личности
- Теория личности в перспективе
- Размышления о современной теории личности
- Синтез теорий и теоретическое многообразие