Динамика и развитие существования Динамика
Поскольку экзистенциальная психология отвергла представления о каузальности, дуализм души и тела, раздельности человека и среды, развитые в ней представления о динамике необычны. Эта концепция не рассматривает поведение как следствие внешней стимуляции или внутренних телесных состояний. Индивид – не пешка в руках среды и не порождение инстинктов, потребностей, влечений. Он обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование. Люди – если таков их выбор – могут трансцендировать, выходить за пределы, заданные их физическим окружением и телом. Что бы люди ни делали, это их выбор. Люди сами определяют, чем они станут и что будут делать.
Почему же тогда люди, свободные в выборе, страдают от тревоги, отчужденности, скуки, навязчивостей, фобий, заблуждений, множества иных нарушений? На этот вопрос есть два ответа. Первый – наиболее очевидный – заключается в том, что свобода выбора не гарантирует его мудрость. Люди могут осуществлять свои возможности или отворачиваться от них. На языке экзистенциалистов, человек может выбрать аутентичную или неаутентичную жизнь. Тот и другой выбор равно свободны, хотя последствия, конечно, радикально различны.
Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо сознавать возможности своего существования. Это означает, что они должны быть открыты для того, чтобы возможности раскрылись. Открытость предпосылка раскрытия. Босс пишет:
"Daseinanalysis никогда не теряет из вида первичное сознание Бытия и тот факт, что человеческое существование призвано служить светлым миром, в котором возможно действительное свечение, возникновение, появление как феноменов, т.е. того, что проявляет себя" (1963, с. 80).
Существуют ли неограниченные возможности? Могут ли люди быть тем, чем хотят? Нет, ибо всегда есть основание существования – заброшенность в мир, с чем нельзя не считаться. Это основание накладывает определенные ограничения на то, чем может стать человек. Кроме того, существует влияние родительского окружения, а также последующих обстоятельств, которое ограничивает или расширяет исполнение внутренних возможностей бытия. К примеру. Босс признает это, говоря: "Отношения родителей и детей, открытость которых в существенной мере соответствует врожденной природе ребенка – единственный мир, в котором возможности существования могут воплощаться здоровым образом" (1963, с. 207).
Другой ответ на вопрос, отчего люди – если они действительно свободны – страдают, еще более решителен. В конце концов люди способны превозмогать детские травмамы и последующие удары своего существования (см., например, книгу Franki, V.Е. "The doctor and the soul", 1969, где описано, как заключенные концентрационных лагерей превозмогали ужасы своего существования). Они могут преобразовать себя из экзистенциально больного человека в экзистенциально здорового. Всегда есть возможность изменения своего существования, раскрытия целого нового мира.
Но есть то, что невозможно превозмочь – это вина. Вина – это экзистенциал, то есть фундаментальная характеристика Dasein. Босс так обозначает великую дилемму, с которой сталкивается каждый человек:
"...Человек изначально виновен. Его изначальная вина берет начало с рождения. Именно тогда он начинает быть в долгу перед своим Dasein, насколько это касается его способностей и всех возможностей жизни. В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь – то есть должным в отношении всех требований, уготовленных будущей его жизнью, до последнего дыхания... каждое действие, каждый выбор означают отвержение других возможностей, также принадлежащих человеческому существованию в данный момент... Экзистенциальная вина человека состоит в невозможности выполнить наказ осуществлять все свои возможности" (1963, с. 270).
Примерами этой первичной и неизбежной вины изобилует литература и истории болезней. Йозеф К. в "Процессе" Кафки безуспешно пытается оправдаться и наконец по своей воле приходит к смерти как последнему оправданию или спасению. Иван Ильич Толстого также находит в смерти ответ на несостоявшуюся (исполненную виной) жизнь. Пациентка Бинсвангера, Эллен Вест, начала жить в относительной свободе от экзистенциальной вины, лишь всерьез решившись покончить с собой.
Есть еще нечто неизбежное – страх перед Ничто, или то, что Бэрретт называет "исполненной страха неопределенностью человеческого существования" (1962, с. 65). Ничто есть присутствие не-Бытия в Бытии (Хайдеггер). Оно там всегда – страшное, сверхъестественное, манящее. Пасть в Ничто означает утратить бытие, стать ничем. Смерть – абсолютное Ничто, но есть и другие, не столь абсолютные способы вторжения не-Бытия в Бытие – например, отчуждение и изоляция от мира. То, насколько возможности существования далеки от исполненности, – настолько не-Бытие превозмогает Бытие.
Проблемы динамики, несмотря на отрицание ее экзистенциализмом, широко представлены в трудах экзистенциалистов. Например, модус бытия-в-мире голодного человека существенно отличен от его модуса в моменты полового возбуждения. В конечном счете тело есть часть Eigenwelt, и его требования нельзя игнорировать. Иными словами, возможности существования включают телесные состояния, как и ограничивающие либо расширяющие возможности мира. Но эти телесные состояния не концептуализируются как влечения – сделать так означало бы признать, что есть нечто, стоящее за бытием-в-мире, а это несовместимо с экзистенциализмом. Как мы уже видели, такие вещи, как голод, утомление, секс классифицируются Боссом как настроения. Настроения не обладают динамическими свойствами в смысле влияния на поведение. Скорее они определяют уровень и настроенность открытости миру индивида в данный момент. Настроение ответственно за раскрытые смыслы и мотивации со стороны встреченного. Например, настроение голода высвечивает мир еды и возможные побочные действия в этом раскрытом пищевом мире.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Келвин с. Холл, Гарднер Линдсей теории личности Перевод и.Б.Гриншпун
- Теория личности: что это такое
- Теория личности и история психологии
- Что такое личность?
- Что такое теория?
- Теория личности
- Теория личности и другие психологические теории
- Сравнение теорий личности
- Формальные признаки
- Сущностные признаки
- Классический психоанализ фрейда
- Структура личности
- Сверх-я
- Динамика личности
- Инстинкт
- Распределение и использование психической энергии
- Тревога
- Развитие личности
- Отождествление
- Смещение
- Защитные механизмы я
- Стадии развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Научное кредо Фрейда
- Свободные ассоциации и анализ сновидений
- Анализ случаев
- Самоанализ Фрейда
- Критика
- Аналитическая теория юнга
- Структура личности
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
- Анима и анимус
- Самость
- Установки
- Функции
- Взаимодействие между системами личности
- Динамика личности
- Психическая энергия
- Принцип эквивалентности
- Принцип энтропии
- Применение энергии
- Развитие личности
- Каузальность против телеологии
- Синхрония
- Наследственность
- Стадии развития
- Прогрессия и регрессия
- Процесс индивидуации
- Трансцендентная функция
- Сублимация и вытеснение
- Символизация
- Типичные исследования. Методы исследования
- Экспериментальное исследование комплексов
- Сновидения
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Социально-психологические теории: адлер, фромм, хорни, салливан
- Альфред адлер
- Фиктивный финализм
- Стремление к превосходству
- Чувство неполноценности и компенсация
- Социальный интерес
- Жизненный стиль
- Творческое я
- Типичные исследования. Методы исследования
- Порядок рождения и личность
- Ранние воспоминания
- Детские переживания
- Эрих фромм
- Карен хорни
- Гарри стек салливан
- Структура личности
- Динамизмы
- Персонификация
- Когнитивные процессы
- Динамика личности
- Напряжение
- Трансформация энергии
- Развитие личности
- Стадии развития
- Детерминанты развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интервью
- Исследования в области шизофрении
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Персонология мюррея
- Структура личности
- Определение личности
- События и сериалы
- Сериальные программы и планы
- Способности и постижения
- Основания личности
- Динамика личности
- Потребность
- Редукция напряжения
- Потребностный интеграт
- Единая тема
- Регнантные (главенствуюшие) процессы
- Векторно-ценностная схема
- Развитие личности
- Детские комплексы
- Генетические детерминанты и факторы созревания
- Научение
- Социокультурные детерминанты
- Уникальность
- Бессознательные процессы
- Процесс социализации
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интенсивное изучение небольшого количества здоровых субъектов
- Диагностический консилиум
- Инструментарий
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Организмическая теория
- Курт гольдштейн
- Структура организма
- Динамика организма Выравнивание
- Само-актуализация
- "Приход к согласию" со средой
- Развитие организма
- Типичные исследования. Методы исследования
- Изучение случаев поражения мозга
- Изучение отдельных случаев
- Абстрактное и конкретное поведение
- Андраш ангьял
- Структура биосферы
- Биосферические системы
- Измерения структуры личности
- Символическое "я"
- Динамика биосферы
- Развитие личности
- Абрахам маслоу
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Центрированная на человеке теория роджерса
- Структура личности
- Организм
- Организм и я: конгруэнтность и неконгруэнтность
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Качественные исследования
- Контент-анализ
- Рейтинговые шкалы
- Экспериментальные исследования я-концепиии
- Другие эмпирические подходы
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Экзистенциальная психология
- Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
- Бытие-за-пределами-мира (Человеческие возможности)
- Основание существования
- Миро-проект
- Модусы бытия-в-мире
- Экзистенциалы
- Динамика и развитие существования Динамика
- Развитие
- Типичные исследования. Методы исследования Феноменологический анализ
- Экзистенциальный анализ против психоанализа
- Экзистенциальное описание случая: Илзе
- Экзистенциальный анализ сновидений
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория поля курта левина
- Структура личности
- Психологическая среда
- Жизненное пространство
- Дифференцированный человек
- Дифференцированная среда
- Связи между регионами
- Структура личности
- Количество регионов
- Человек в среде
- Локомоция и коммуникация
- Переструктурирование жизненного пространства
- Степень реальности
- Временнóе измерение или перспектива
- Динамика личности
- Энергия
- Напряжение
- Потребность
- Напряжение и моторное действие
- Валентность
- Сила или вектор
- Локомоция
- Динамическое структурирование психологической среды
- Возвращение равновесия
- Развитие личности
- Изменения поведения
- Основные понятия теории развития личности
- Стадии развития
- Регрессия
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Психология индивидуальности олпорта
- Структура и динамика личности
- Личность. Характер. Темперамент
- Намерения
- Проприум (собственное)
- Функциональная автономия
- Единство личности
- Развитие личности
- Ребенок
- Трансформация ребенка
- Взрослый
- Типичные исследования. Методы исследования
- Идеографическое – номотетическое
- Прямые и косвенные методы исследования личности
- Исследование экспрессивного повеления
- Письма от Дженни
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Конституциональная психология шелдона
- Прошлое конституциональной психологии
- Уильям X. Шелдон
- Структура телосложения
- Измерение телосложения
- Первичные компоненты телосложения
- Вторичные компоненты
- Соматотипизация женщин
- Постоянство соматотипа
- Анализ поведения (личность)
- Оценка темперамента
- Первичные компоненты темперамента
- Соотношение телосложения и поведения личности
- Некоторые теоретические положения
- Биологическая и генетическая ориентация
- Организмический и полевой подход
- Развитие личности
- Бессознательные процессы
- Типичные исследования. Методы исследования
- Телосложение и психические расстройства
- Телосложение и делинквентность
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Факторная теория кэттелла
- Теория личности Кеттела
- Сущность личности: структура черт
- Факторная теория Кеттела
- Развитие личности
- Анализ наследственности и среды
- Научение
- Социальный контекст
- Типичные исследования. Методы исследования
- Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
- Некоторые родственные представления
- Дж.П.Гилфорд
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Стимул-реактивная теория
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Иллюстративный эксперимент
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Врожденное "оснащение"
- Процесс научения
- Вторичные влечения и процесс научения
- Высшие психические процессы
- Социальный контекст
- Критические стадии развития
- Бессознательные процессы
- Конфликт
- Неврозы возникают в результате научения
- Психотерапия
- Теория оперантного подкрепления скиннера
- Общие соображения
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория личности в перспективе
- Сравнение теорий личности
- Теория личности в перспективе
- Размышления о современной теории личности
- Синтез теорий и теоретическое многообразие