Сущностные признаки
В то время как формальные признаки, описанные нами только что, представляют нормативные или оценочные стандарты, на основе которых возможно сравнение теорий, признаки, о которых пойдет речь сейчас, не оценочны. Они нейтральны в плане "хорошо или плохо" и просто отражают входящие в состав теории конкретные допущения относительно поведения.
Естественно, что содержательные различия между теориями личности отражают основные проблемы, существующие в этой области. Соответственно, на последующих страницах мы не только выделим параметры, на основе которых можно осуществлять содержательное сравнение теорий личности, но и обозначим основные альтернативы, стоящие перед теоретиком в этой сфере. Этот раздел может быть назван "Основные вопросы современной теории личности".
Еще до появления психологии возник вопрос о том, можно ли считать поведение целенаправленным или телеологичным. В некоторых теориях поведения возникла модель индивида, важнейшими сторонами которой выступают целеустремленность, намерение, поиск. Другие теории допускают, что поведение может адекватно рассматриваться без обсуждения цели и намерений, они признаются неважными. Такие теоретики полагают субъективные элементы – такие, как цель и намерение, эпифеноменами, сопровождающими поведение, но не играющими определяющей роли в побуждении. В целом теории, сводящие к минимуму значение цели, считаются "механистическими", хотя этот термин ныне выглядит унизительным, что нежелательно, коль скоро мы просто обсуждаем проблемы теоретического выбора.
Другой старинный спор касается относительного значения сознательных и бессознательных детерминант поведения. В старой форме этот вопрос формулируется в плане относительной рациональности или иррациональности человеческого поведения. Термин "бессознательное" используется здесь просто для обозначения тех детерминант поведения, о которых индивид не знает и которые неспособен осознать вне специальных условий. В этом плане теории личности различаются – от тех, которые открыто отказываются принимать в расчет бессознательные детерминанты поведения или же отрицают само существование этих детерминант, до тех, в которых они считаются важнейшими и сильнейшими детерминантами поведения. Промежуточное место занимают теории, в которых бессознательным детерминантам приписывается главная роль при рассмотрении индивида с аномальной или нарушенной психикой, при этом утверждается, что основными движущими силами здорового индивида выступают осознанные мотивы.
Проблема относительного значения гедонизма, награды или эффекта также в течение веков занимали исследователей человеческого поведения. В ранних формулировках, в частности, у утилитаристов, Бентама и Д. С. Милля, она была поставлена как вопрос о том, мотивирован ли человек изначально поиском удовольствия и избегания боли. В современной форме это "закон эффекта". Согласно этому закону, сохраняются или усваиваются только те реакции, которые сопровождаются наградой или подкреплением. В любом случае, это вопрос о том, насколько важны награда и подкрепление в качестве детерминант поведения. Вновь мы сталкиваемся с тем, что теории варьируют от тех, для которых признание решающей роли награды или подкрепления является основным допущением, до тех, что минимизируют значение награды или подводят ее действие под иные теоретические принципы.
Если для одних теоретиков сердцевиной их теории является закон эффекта, то для других главное значение приобретает принцип ассоциации (смежности). Эти теоретики считают, что сопровождающая реакцию точная стимульная конфигурация более важна, чем следующая за реакцией награда или эффект. Иначе говоря, к научению ведет одновременное или почти одновременное появление стимула и реакции, а не награда или подкрепление, следующие за реакцией. Очевидно, что эти принципы не обязательно исключают друг друга, и, как мы увидим, есть теоретики, в рамках единой теории отводящие обоим принципам главную роль.
Теории личности фундаментально различаются по тому, насколько пристальное внимание уделяется процессу научения. Некоторые теоретики личности видят в понимании процесса научения ключ ко всем феноменам поведения, тогда как для других проблема научения – важная, но второстепенная. Хотя ни один теоретик личности не отрицает важности научения, мы видим, что некоторые из них предпочитают обращаться скорее к приобретениям или следствиям научения, а не к самому процессу. Проблема, таким образом, оказывается пунктом разногласий между теми, кто поставил целью исследовать в первую очередь процесс изменения, и теми, кого интересуют стабильные структуры или приобретения личности в данное время.
Теории, концентрирующиеся на процессе научения либо на личностной организации (структуре), противопоставляются почти явно; к этому близко противопоставление теорий, направленных на анализ и описание содержания поведения, и теорий, преимущественно рассматривающих общие принципы и законы, на основе формального анализа. Проблема главным образом заключается в том, уделяют ли теоретики основное внимание конкретным деталям опыта и поведения или же их преимущественно интересуют широко распространимые общие принципы. Характерно, что, чем абстрактнее теория, тем меньшее внимание она уделяет содержанию и конкретным деталям поведения.
Старым, как мысль человеческая, является вопрос относительной важности генетических или наследственных факторов в детерминации поведения. Почти никто не станет отрицать влияние наследственности на поведение, но многие теоретики драматическим образом пренебрегают значением этих факторов, настаивая на том, что главные феномены поведения могут быть поняты без обращения к биологическим и генетическим феноменам. В Америке роль наследственных факторов в целом принижалась в пользу определенных "концепций среды", однако существуют значительные различия в том, насколько и как явно теоретики стремятся учитывать генетические факторы.
Еще один момент существенных различий между теориями личности – отношение к значению опыта ранних периодов развития человека. Вопрос заключатся в том, приписывает ли теория стратегическое и критическое значение событиям младенчества и детства, по важности несопоставимое с событиями последующих этапов развития. Как мы увидим, есть теории, усматривающие в событиях самых ранних лет ключ ко взрослому поведению, в то время как другие вполне определенно утверждают, что поведение можно понять и оценить исключительно исходя из событий сегодняшнего дня. С этим вопросом соотносится то, насколько автономной, функционально отдельной от предшествовавшего опыта считают теоретики структуру личности. Для одних теоретиков понимание поведения с точки зрения факторов, "действующих теперь", не только возможный, но и единственно оправданный путь. Для других понимание настоящего всегда отчасти связано с некоторым знанием о событиях прошлого. Естественно, сторонники взгляда в настоящее убеждены в функциональной независимости личностной структуры от частных моментов прошлого, в то время как подчеркивающие значение прошлого или раннего опыта не так убеждены в свободе структур, существующих в настоящем, от влияния прошлых событий.
С предыдущим вопросом тесно связан вопрос о непрерывности или прерывности поведения на различных стадиях развития. Большинство теорий, обращенных к процессу научения и/или значению раннего опыта, склонны рассматривать индивида как непрерывно развивающийся организм. Структура, наблюдаемая в определенный момент времени, определенным образом соотносится со структурой и опытом, возникающими в более ранний момент. Другие же полагают, что организм в своем развитии проходит стадии, относительно независимые и функционально отдельные от предшествующих. Последняя точка зрения может привести к построению существенно различных теорий детского и взрослого поведения.
Основное различие между теориями личности заключается в их отношении к холистическому принципу. Иными словами, считается ли возможным абстрагироваться и осуществлять анализ таким образом, чтобы в данное время или в данном конкретном исследовании подвергалась изучению лишь малая часть индивида? Те, кто занимает холистическую позицию, считают, что поведение может быть понято лишь в контексте, то есть целостная функционирующая личность вместе с важными фрагментами ее окружения должны рассматриваться одновременно – лишь в этом случае исследование будет плодотворным. Другие теории принимают положение, согласно которому сама природа науки и исследования требует анализа, и представители такой позиции обычно не высказывают особого отношения к нарушению принципа целостности при рассмотрении организма, что часто происходит при "частичных" исследованиях.
Представление о целостности индивида и среды может существовать в двух различных формах. Первая обычно обозначается как "организмическая позиция". Главный упор здесь делается на взаимосвязь всего, что совершает индивид, на тот факт, что каждый человеческий акт может быть понят только на фоне других актов. Смысл не только в том, что все поведение человека с необходимостью взаимосвязано и не поддается методам анализа; здесь также налицо интерес к органическим основам поведения. Следовательно, определенное поведение следует рассматривать в свете других поведенческих актов, равно как и в свете сопутствующих физиологических и биологических процессов. Все поведение личности и биологическое функционирование составляет органическое целое и не может быть понято по частям.
Вторая холистическая позиция обычно связана с понятием поля. Эта теория соотносится в первую очередь с идеей сложного единства между данным поведенческим актом и средой, в которой он возникает. Попытка понять данную форму поведения безотносительно к "полю", в котором она возникает, оборачивается потерей огромной доли существенных факторов. Хотя поведение частично обусловлено внутренними детерминантами, существуют силы, действующие на человека извне. Им можно воздать должное лишь при полном рассмотрении значимого окружения индивида. Теоретики, подчеркивающие значение "поля", часто склонны сводить к минимуму значение наследственности и ранних этапов развития. В этом нет логической необходимости, но на практике большинство теоретиков – сторонников идеи среды подчеркивают роль скорее настоящего, чем прошлого, и больше интересуются тем, что находится "вне", а не "внутри" индивида.
С проблемой холизма соотносится вопрос об уникальности или индивидуальности. Некоторые теории настаивают на том, что каждый индивид и, по сути, каждый акт уникален и неповторим. Подчеркивается, что всегда существуют явные и важные отличия, выделяющие поведение любого конкретного индивида из поведения остальных. В целом приверженец полевой или организмической точки зрения также подчеркивает уникальность. Это естественно: если вы расширяете контекст, который нужно принимать во внимание в связи с каждым поведенческим явлением, оно обретает так много граней, что поневоле будет явно отлично от остальных. Некоторые теоретики принимают факт уникальности каждого индивида, но при этом полагают, что уникальность объясняется различиями в организации одних и тех же основных переменных. В других теориях утверждается, что невозможно даже сравнение на основе общих переменных, так как это искажает уникальность индивидуальности. Теории личности варьируют от тех, в которых уникальность специально не упоминается, до тех, где она становится главным допущением.
С вопросом о холизме и уникальности тесно связан вопрос о широте единиц анализа поведения. Теоретики – относительные или абсолютные холисты – предпочитают анализировать поведение только на уровне целостной личности, в то время как другие используют конструкты различного уровня определенности и детальности. Иногда это обозначается как выбор между молярным (общим) и молекулярным (специфическим) подходами к изучению поведения. На одном краю этого континуума находится теоретик, считающий, что поведение следует анализировать в терминах рефлексов или специфических навыков; на другом – тот, кто не желает рассматривать поведение на уровне более молекулярном, чем целостная функционирующая личность.
Некоторые теории личности проявляют главный интерес к механизмам саморегуляции, обусловливающим устойчивое или уравновешенное психическое состояние. В таких теориях в качестве одного из наиболее важных и характерных аспектов человеческого поведения рассматривается действие гомеостатического механизма. Этот процесс понимается как автоматическая жизненная тенденция, располагающая индивида к установлению единства, интеграции или психологического равновесия по аналогии с физиологическим механизмом, контролирующим жизненные функции, такие, как температурный контроль, гормональная секреция. В целом теории, делающие акцент на изменении и процессе научения, не фокусируются на тенденции организма к самокоррекции, возвращающей его на предыдущую стадию равновесия и адаптации.
Мы обнаружили, что некоторые теоретики личности выстраивают свои представления вокруг идеи психологической среды или субъективной системы отношений. Подчеркивается особо, что физическая реальность и происходящие в ней события могут влиять на индивида, только будучи восприняты и прожиты. Таким образом, детерминантой поведения является не объективная реальность, а то, как она воспринимается индивидом и какие смыслы ей придаются. Именно психологическая – не физическая – среда определяет то, как будет реагировать индивид. Существуют противоположные теоретические позиции, полагающие, что стройную теорию поведения нельзя построить на зыбких песках субъективных отчетов или сложных заключений, необходимых, чтобы извлечь "смыслы" физических явлений. В таких теориях утверждается, что большего прогресса можно достичь тщательным выявлением индивидуальных различий в том, как переживается одно и то же объективное событие, и рассмотрением отношений, включающих внешние и наблюдаемые события.
Следующее различие между теоретиками личности относится к тому, считают ли они необходимым вводить представление о "Я-концепции". Для ряда теоретиков наиболее важным атрибутом каждого человека является образ самого себя, и процесс самовосприятия часто рассматривается как ключ к пониманию загадок поведения отдельного человека. Есть иные теории, где такое понятие не используется и самовосприятию не придается большого значения.
Между теоретиками личности существуют важные различия по тому, насколько явно подчеркивается значение культурных детерминант или детерминант группового членства. В некоторых теориях этим факторам отводится ведущая роль в организации поведения и контроле за ним; в других выделяются почти исключительно детерминанты, независимые от общества или культуральных групп, к которым принадлежит индивид. Приверженцы организмического подхода, как правило, принижают роль групповых детерминант, в то время как сторонники идеи поля с большим пониманием относятся к идее социокультурных или групповых детерминант поведения. Крайний пример этой позиции, обычно обозначаемый как культуральный детерминизм, можно найти в работах антропологов и социологов, хотя и психологи-теоретики существенно различаются в отношении к этому вопросу.
С вопросами наследственного и культурального детерминизма связан более общий вопрос о том, насколько явно теоретики личности стараются соотнести свои теории с теориями и эмпирическими исследованиями в рамках смежных дисциплин. Это может быть рассмотрено как проблема междисциплинарных связей. Некоторые теоретики при описании поведенческих феноменов вполне удовлетворяются использованием психологических понятий, уделяя мало внимания (или совсем никакого) смежным дисциплинам. Другие полагают, что психологическое теоретизирование должно во многом опираться на формулировки и открытия, совершенные в других дисциплинах. "Ориентированные на других" теории личности можно четко разделить на два типа: ориентированные на естественные науки (биология, физиология, неврология, генетика) и ориентированные на социальные науки (социология, антропология, экономика, история).
Теории личности во многом различаются по тому, сколько в них используется понятий для обозначения мотивов. В некоторых случаях для обозначения мотивов, лежащих в основе поведения, оказывается довольно одного или двух понятий, в других число гипотетических мотивов очень велико, а в некоторых теориях – безгранично. Велики различия и в том, какое внимание уделяется первичным или врожденным мотивам в противоположность вторичным или приобретенным. Кроме того, некоторые теории содержат подробную картину процесса развития мотивов, их происхождения и приобретения, тогда как в других этому уделяется мало внимания.
С многообразием мотивов, рассматриваемых теорией, тесно связано предпочтение тому, что Олпорт назвал "простыми и суверенными механизмами" в противовес плюралистичным механизмам. Основная проблема заключается в том, возможно ли понять поведение на основе одного всеохватывающего принципа (например, закона эффекта, функциональной автономии, стремления к первенству) или же, чтобы пролить свет на человеческое поведение, необходимо использовать множество соотносимых принципов. Как мы увидим, современные теории личности существенно различаются по тому, насколько они взывают к множественным механизмам.
Следующий пункт разногласий между теориями личности – мера обозначения нормативных аспектов поведения. Некоторые теоретики дают обширное описание позитивных или идеальных компонентов личности, тогда как другие ограничиваются объективным или фактическим описанием, без попытки обозначения положительного или отрицательного или даже нормального и аномального. Некоторых теоретиков занимает описание зрелой или идеальной личности, в то время как другие с неохотой относятся к одним формам регуляции как к более высоким, чем другие.
Некоторые теории личности возникли на базе изучения аномального или патологического поведения, и чрезвычайно важны для описания такого поведения. Другие теории и теоретики сосредоточены на проблемах нормального или сверхнормального поведения. Очевидно, теории, вышедшие из психиатрической клиники, консультативных центров или терапевтических учреждений могут больше сказать о девиантном или аномальном поведении, а те, что основаны на изучении детей и студентов, более дескриптивны и репрезентативны для относительно нормального уровня личности.
Наш перечень параметров, по которым можно сравнивать теории личности, завершен, но мы надеемся, что читатель не выбросит теперь его из головы. Этот очень краткий путеводитель может стать гораздо содержательнее и значительнее, если сказанное будет приниматься во внимание в процессе чтения глав, посвященных отдельным теориям личности. Станет ясно, что большинство отличительных черт каждой теории возникло при решении тех проблем, которые мы только что затронули. В заключительной главе мы вновь обратимся к этим параметрам, уже в свете отдельных теорий, коих читатель к тому моменту узнает множество.
Мы закрываем вводную дискуссию и можем перейти к главному содержанию этой книги – самим теориям личности. Что касается того, что читатель должен удержать из уже сказанного, то пусть это будет просто впечатление о том, что теории личности представляют собой попытки сформулировать или представить важные аспекты человеческого поведения и что о плодотворности этих попыток можно судить по тому, эффективны ли они были (и насколько) как стимулы, побуждающие к исследованию.
2.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Келвин с. Холл, Гарднер Линдсей теории личности Перевод и.Б.Гриншпун
- Теория личности: что это такое
- Теория личности и история психологии
- Что такое личность?
- Что такое теория?
- Теория личности
- Теория личности и другие психологические теории
- Сравнение теорий личности
- Формальные признаки
- Сущностные признаки
- Классический психоанализ фрейда
- Структура личности
- Сверх-я
- Динамика личности
- Инстинкт
- Распределение и использование психической энергии
- Тревога
- Развитие личности
- Отождествление
- Смещение
- Защитные механизмы я
- Стадии развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Научное кредо Фрейда
- Свободные ассоциации и анализ сновидений
- Анализ случаев
- Самоанализ Фрейда
- Критика
- Аналитическая теория юнга
- Структура личности
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
- Анима и анимус
- Самость
- Установки
- Функции
- Взаимодействие между системами личности
- Динамика личности
- Психическая энергия
- Принцип эквивалентности
- Принцип энтропии
- Применение энергии
- Развитие личности
- Каузальность против телеологии
- Синхрония
- Наследственность
- Стадии развития
- Прогрессия и регрессия
- Процесс индивидуации
- Трансцендентная функция
- Сублимация и вытеснение
- Символизация
- Типичные исследования. Методы исследования
- Экспериментальное исследование комплексов
- Сновидения
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Социально-психологические теории: адлер, фромм, хорни, салливан
- Альфред адлер
- Фиктивный финализм
- Стремление к превосходству
- Чувство неполноценности и компенсация
- Социальный интерес
- Жизненный стиль
- Творческое я
- Типичные исследования. Методы исследования
- Порядок рождения и личность
- Ранние воспоминания
- Детские переживания
- Эрих фромм
- Карен хорни
- Гарри стек салливан
- Структура личности
- Динамизмы
- Персонификация
- Когнитивные процессы
- Динамика личности
- Напряжение
- Трансформация энергии
- Развитие личности
- Стадии развития
- Детерминанты развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интервью
- Исследования в области шизофрении
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Персонология мюррея
- Структура личности
- Определение личности
- События и сериалы
- Сериальные программы и планы
- Способности и постижения
- Основания личности
- Динамика личности
- Потребность
- Редукция напряжения
- Потребностный интеграт
- Единая тема
- Регнантные (главенствуюшие) процессы
- Векторно-ценностная схема
- Развитие личности
- Детские комплексы
- Генетические детерминанты и факторы созревания
- Научение
- Социокультурные детерминанты
- Уникальность
- Бессознательные процессы
- Процесс социализации
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интенсивное изучение небольшого количества здоровых субъектов
- Диагностический консилиум
- Инструментарий
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Организмическая теория
- Курт гольдштейн
- Структура организма
- Динамика организма Выравнивание
- Само-актуализация
- "Приход к согласию" со средой
- Развитие организма
- Типичные исследования. Методы исследования
- Изучение случаев поражения мозга
- Изучение отдельных случаев
- Абстрактное и конкретное поведение
- Андраш ангьял
- Структура биосферы
- Биосферические системы
- Измерения структуры личности
- Символическое "я"
- Динамика биосферы
- Развитие личности
- Абрахам маслоу
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Центрированная на человеке теория роджерса
- Структура личности
- Организм
- Организм и я: конгруэнтность и неконгруэнтность
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Качественные исследования
- Контент-анализ
- Рейтинговые шкалы
- Экспериментальные исследования я-концепиии
- Другие эмпирические подходы
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Экзистенциальная психология
- Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
- Бытие-за-пределами-мира (Человеческие возможности)
- Основание существования
- Миро-проект
- Модусы бытия-в-мире
- Экзистенциалы
- Динамика и развитие существования Динамика
- Развитие
- Типичные исследования. Методы исследования Феноменологический анализ
- Экзистенциальный анализ против психоанализа
- Экзистенциальное описание случая: Илзе
- Экзистенциальный анализ сновидений
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория поля курта левина
- Структура личности
- Психологическая среда
- Жизненное пространство
- Дифференцированный человек
- Дифференцированная среда
- Связи между регионами
- Структура личности
- Количество регионов
- Человек в среде
- Локомоция и коммуникация
- Переструктурирование жизненного пространства
- Степень реальности
- Временнóе измерение или перспектива
- Динамика личности
- Энергия
- Напряжение
- Потребность
- Напряжение и моторное действие
- Валентность
- Сила или вектор
- Локомоция
- Динамическое структурирование психологической среды
- Возвращение равновесия
- Развитие личности
- Изменения поведения
- Основные понятия теории развития личности
- Стадии развития
- Регрессия
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Психология индивидуальности олпорта
- Структура и динамика личности
- Личность. Характер. Темперамент
- Намерения
- Проприум (собственное)
- Функциональная автономия
- Единство личности
- Развитие личности
- Ребенок
- Трансформация ребенка
- Взрослый
- Типичные исследования. Методы исследования
- Идеографическое – номотетическое
- Прямые и косвенные методы исследования личности
- Исследование экспрессивного повеления
- Письма от Дженни
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Конституциональная психология шелдона
- Прошлое конституциональной психологии
- Уильям X. Шелдон
- Структура телосложения
- Измерение телосложения
- Первичные компоненты телосложения
- Вторичные компоненты
- Соматотипизация женщин
- Постоянство соматотипа
- Анализ поведения (личность)
- Оценка темперамента
- Первичные компоненты темперамента
- Соотношение телосложения и поведения личности
- Некоторые теоретические положения
- Биологическая и генетическая ориентация
- Организмический и полевой подход
- Развитие личности
- Бессознательные процессы
- Типичные исследования. Методы исследования
- Телосложение и психические расстройства
- Телосложение и делинквентность
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Факторная теория кэттелла
- Теория личности Кеттела
- Сущность личности: структура черт
- Факторная теория Кеттела
- Развитие личности
- Анализ наследственности и среды
- Научение
- Социальный контекст
- Типичные исследования. Методы исследования
- Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
- Некоторые родственные представления
- Дж.П.Гилфорд
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Стимул-реактивная теория
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Иллюстративный эксперимент
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Врожденное "оснащение"
- Процесс научения
- Вторичные влечения и процесс научения
- Высшие психические процессы
- Социальный контекст
- Критические стадии развития
- Бессознательные процессы
- Конфликт
- Неврозы возникают в результате научения
- Психотерапия
- Теория оперантного подкрепления скиннера
- Общие соображения
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория личности в перспективе
- Сравнение теорий личности
- Теория личности в перспективе
- Размышления о современной теории личности
- Синтез теорий и теоретическое многообразие