Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
Это – фундаментальное понятие экзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существования базируется на этом понятии. Бытие-в-мире, или Dasein, есть человеческое существование. Dasein не принадлежность или свойство человека, не часть бытия наподобие фрейдовского Я или юнговской анимы; это все человеческое существование. Таким образом, когда Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет в виду тщательное рассмотрение специфической природы человеческого существования или бытия-в-мире. Dasein – немецкое слово, используемое Хайдеггером в противопоставлении Vorhandsein, которое относится к существованию предметов (не людей). В буквальном переводе Dasein означает "быть" (sein) "там" (da). Но буквальный перевод не позволяет судить о действительном значении, которое имеет в виду Хайдеггер. Перевод по смыслу – "бытие-именно-там".* "Там" – это определенно не мир как внешнее пространство. "Бытие-именно-там" – это открытость миру, состояние бытия в мире, в котором все существование индивида может быть явлено, стать настоящим и быть настоящим.
* Часто встречающийся в русских переводах вариант – "здесь-бытие".
Это означает непосредственность и неизбежность экзистенциальной ситуации. Люди не имеют существования, отдельного от мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей. Как неоднократно повторяет Босс, "человек раскрывает мир". Люди-это "просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, то есть как то, что является" (1963, с. 70). Феномен есть "свечение" непосредственной реальности. За феноменами ничто не стоит; они не представляют внешних проявлений конечной реальности. Они суть реальность. Следовательно, в экзистенциальном или Dasein – анализе человек пытается увидеть, что представляет проживание, и описать его настолько точно, насколько позволяют языковые средства. Это представление составляет большую трудность (в плане его принятия) для представителей западной научной традиции, согласно которой следует искать скрытые или невидимые причины и смыслы. Человек не придает смысл объектам; они открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия. Основная характеристика – его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем. Босс говорит о человеческом пребывании в мире, подчеркивая нераздельность бытия-в-мире.
Бытие-в-мире залечивает разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения не утверждает, что люди связаны с миром или взаимодействуют с ним. Это означало бы, что люди и среда – две отдельности. Человек и мир – это и не два полюса, как в биосфере по Ангьялу. Частично трудности в раскрытии этого понятия связаны с различием немецкого и английского языков. В немецком новые понятия могут быть выражены комбинированием слов – таких, как da и sein. В английском это достигается менее удовлетворительным методом использования дефисов при связывании слов, например, бытие-в-мире. Дефисы не полностью устраняют предполагаемую отдельность. Кроме того, "дефисные" выражения кажутся педантичными и надуманными. (Забавно, что Босс в недавних работах стал вводить дефис в выражение "Dasein", возможно, чтобы подчеркнуть, что "Da" означает на просто "там", а "именно там").
Мир человеческого существования объемлет три пространства: 1) биологическое или физическое окружение, или ландшафт (Urnwelt), 2) человеческую среду (Mitwelt) и 3) самого человека, включая тело (Eigenwelt). Для прояснения того, что имеется в виду под этими тремя пространствами, и того, какую роль они играют в экзистенциальном анализе, мы не нашли ничего лучшего, чем привести длинный отрывок из "The case of Ellen West" (1958c). Эллен – молодая женщина, которая большую часть взрослой жизни подвергалась медицинскому и психиатрическому лечению. В конце концов она была направлена в санаторий Бинсвангера, где провела последние месяцы жизни. Через три дня после выхода из санатория она совершила самоубийство. Наиболее ярким симптомом в случае с Эллен было навязчивое желание есть. Мы приводим краткий рассказ Бинсвангера о модусах существования Эллен в этих трех пространствах мира. Он основан на прошлых медицинских и психиатрических записях, наблюдениях и беседах, проведенных лично Бинсвангером, рукописях Эллен – стихах, письмах, дневниках, и обстоятельном отчете об истории ее невротического заболевания.
"Теперь, если мы еще раз попытаемся суммировать индивидуальные черты и феноменальные формы модусов бытия-в-мире [Эллен] в различных пространствах мира,.. нам вновь лучше всего начать с мира-ландшафта [Urnwelt], ограниченность и стесненность проявляет себя здесь как потемнение, тьма, ночь, холод, отлив; границы и пределы – как стена влажного тумана или облака, пустота – как Сверхъестественное, стремление к свободе (от мира) – как воздушный полет, Я – как замолкнувшая птица. В мире вегетации ограниченность и стесненность проявляются как увядание, барьеры – как духота, пустота – как пустыри, стремление к свободе – как стремление к росту, Я – как засохшее растение. В мире вещей мы обнаруживаем ограниченность в норе, могильнике; барьеры – в стенах, кладках, узах, сетях; стремление к свободе – в сосуде изобилия, Я в сброшенной оболочке. В животном мире ограниченность видится как существование в норе, барьеры – как земная поверхность или черная ночь, Я – как червь, более не способный стремиться к свободе, пустота – как простое растительное существование. В Mitwelt ограниченность видится как подчиненность, притеснение, вред, преследование; пустота – как недостаток мира, безразличие, безрадостная покорность, уединение, одиночество; барьеры – как узы, ежедневные расчеты, нехватка воздуха, сама нора – как маленький мир (мир повседневности); стремление к свободе как желание независимости, непокорность, бунт; Я – как бунтовщик, нигилист; позже – как опасливый соглашатель. В Eigenwelt как мире мысли мы распознали ограниченность как трусость, терпимость, отказ от высоких планов; барьеры – в обвинениях, насмешливых призраках или привидениях, кружащих и вторгающихся отовсюду, пустота – как подчиненность единственной идее, даже как Ничто; Я – в робком земляном черве, замерзшем сердце, стремление к свободе – как отчаяние. Наконец, в Eigenwelt как телесном мире, мы находим ограниченность или стесненность как толстое тело, барьеры – в слоях жира, о которые, как о стены, стучит кулаком существование, пустота – в скуке, глупости, старости, уродстве и даже в смерти, стремление к свободе – в желании похудеть, Я – просто как наполняющийся и опустошающийся тюбик" (1958, сс. 328-329).
В этом отрывке читатель может видеть характерный для экзистенциальных аналитиков стиль. Отсутствует специальная терминология, за исключением немецких слов Urnwelt, Mitwelt и Eigenwelt, да и те выглядят специальными для язычного читателя лишь потому, что они иностранные. Легко отметить и то, что используется очень образный, даже поэтический язык. Такая образность кажется очень далекой от трезвого, земного, даже отшлифованного словаря, используемого в науке. Следует, однако, иметь в виду тесные связи экзистенциализма с литературой; один из его предшественников, Ницше, был поэт в не меньшей мере, чем философ. В самом деле, большая литература всегда была, да и является, экзистенциальной, .так как имеет дело с бытием-в-мире. Литература есть психология, различие в том, что литература опирается на фантазию, а психология – на факты (по крайней мере, должна). Однако это различие незначительно.
Более того, Босс настаивает на том, что то, что наука считает достойным уважения научным языком, есть узурпация слова "научный". Следует использовать те слова, которые лучше описывают феномены, а не ограничиваться авторитарной традицией. Новые научные взгляды обычно требуют нового словаря. Поэтому неудивительно, что многие труды экзистенциалистов кажутся странными и эзотерическими для тех, кто воспитан в научных традициях девятнадцатого века. Как новые формы музыки или изобразительного искусства, диссонанс, порожденный словарем экзистенциалистов, будет постепенно уменьшаться и исчезнет.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Келвин с. Холл, Гарднер Линдсей теории личности Перевод и.Б.Гриншпун
- Теория личности: что это такое
- Теория личности и история психологии
- Что такое личность?
- Что такое теория?
- Теория личности
- Теория личности и другие психологические теории
- Сравнение теорий личности
- Формальные признаки
- Сущностные признаки
- Классический психоанализ фрейда
- Структура личности
- Сверх-я
- Динамика личности
- Инстинкт
- Распределение и использование психической энергии
- Тревога
- Развитие личности
- Отождествление
- Смещение
- Защитные механизмы я
- Стадии развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Научное кредо Фрейда
- Свободные ассоциации и анализ сновидений
- Анализ случаев
- Самоанализ Фрейда
- Критика
- Аналитическая теория юнга
- Структура личности
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
- Анима и анимус
- Самость
- Установки
- Функции
- Взаимодействие между системами личности
- Динамика личности
- Психическая энергия
- Принцип эквивалентности
- Принцип энтропии
- Применение энергии
- Развитие личности
- Каузальность против телеологии
- Синхрония
- Наследственность
- Стадии развития
- Прогрессия и регрессия
- Процесс индивидуации
- Трансцендентная функция
- Сублимация и вытеснение
- Символизация
- Типичные исследования. Методы исследования
- Экспериментальное исследование комплексов
- Сновидения
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Социально-психологические теории: адлер, фромм, хорни, салливан
- Альфред адлер
- Фиктивный финализм
- Стремление к превосходству
- Чувство неполноценности и компенсация
- Социальный интерес
- Жизненный стиль
- Творческое я
- Типичные исследования. Методы исследования
- Порядок рождения и личность
- Ранние воспоминания
- Детские переживания
- Эрих фромм
- Карен хорни
- Гарри стек салливан
- Структура личности
- Динамизмы
- Персонификация
- Когнитивные процессы
- Динамика личности
- Напряжение
- Трансформация энергии
- Развитие личности
- Стадии развития
- Детерминанты развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интервью
- Исследования в области шизофрении
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Персонология мюррея
- Структура личности
- Определение личности
- События и сериалы
- Сериальные программы и планы
- Способности и постижения
- Основания личности
- Динамика личности
- Потребность
- Редукция напряжения
- Потребностный интеграт
- Единая тема
- Регнантные (главенствуюшие) процессы
- Векторно-ценностная схема
- Развитие личности
- Детские комплексы
- Генетические детерминанты и факторы созревания
- Научение
- Социокультурные детерминанты
- Уникальность
- Бессознательные процессы
- Процесс социализации
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интенсивное изучение небольшого количества здоровых субъектов
- Диагностический консилиум
- Инструментарий
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Организмическая теория
- Курт гольдштейн
- Структура организма
- Динамика организма Выравнивание
- Само-актуализация
- "Приход к согласию" со средой
- Развитие организма
- Типичные исследования. Методы исследования
- Изучение случаев поражения мозга
- Изучение отдельных случаев
- Абстрактное и конкретное поведение
- Андраш ангьял
- Структура биосферы
- Биосферические системы
- Измерения структуры личности
- Символическое "я"
- Динамика биосферы
- Развитие личности
- Абрахам маслоу
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Центрированная на человеке теория роджерса
- Структура личности
- Организм
- Организм и я: конгруэнтность и неконгруэнтность
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Качественные исследования
- Контент-анализ
- Рейтинговые шкалы
- Экспериментальные исследования я-концепиии
- Другие эмпирические подходы
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Экзистенциальная психология
- Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
- Бытие-за-пределами-мира (Человеческие возможности)
- Основание существования
- Миро-проект
- Модусы бытия-в-мире
- Экзистенциалы
- Динамика и развитие существования Динамика
- Развитие
- Типичные исследования. Методы исследования Феноменологический анализ
- Экзистенциальный анализ против психоанализа
- Экзистенциальное описание случая: Илзе
- Экзистенциальный анализ сновидений
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория поля курта левина
- Структура личности
- Психологическая среда
- Жизненное пространство
- Дифференцированный человек
- Дифференцированная среда
- Связи между регионами
- Структура личности
- Количество регионов
- Человек в среде
- Локомоция и коммуникация
- Переструктурирование жизненного пространства
- Степень реальности
- Временнóе измерение или перспектива
- Динамика личности
- Энергия
- Напряжение
- Потребность
- Напряжение и моторное действие
- Валентность
- Сила или вектор
- Локомоция
- Динамическое структурирование психологической среды
- Возвращение равновесия
- Развитие личности
- Изменения поведения
- Основные понятия теории развития личности
- Стадии развития
- Регрессия
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Психология индивидуальности олпорта
- Структура и динамика личности
- Личность. Характер. Темперамент
- Намерения
- Проприум (собственное)
- Функциональная автономия
- Единство личности
- Развитие личности
- Ребенок
- Трансформация ребенка
- Взрослый
- Типичные исследования. Методы исследования
- Идеографическое – номотетическое
- Прямые и косвенные методы исследования личности
- Исследование экспрессивного повеления
- Письма от Дженни
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Конституциональная психология шелдона
- Прошлое конституциональной психологии
- Уильям X. Шелдон
- Структура телосложения
- Измерение телосложения
- Первичные компоненты телосложения
- Вторичные компоненты
- Соматотипизация женщин
- Постоянство соматотипа
- Анализ поведения (личность)
- Оценка темперамента
- Первичные компоненты темперамента
- Соотношение телосложения и поведения личности
- Некоторые теоретические положения
- Биологическая и генетическая ориентация
- Организмический и полевой подход
- Развитие личности
- Бессознательные процессы
- Типичные исследования. Методы исследования
- Телосложение и психические расстройства
- Телосложение и делинквентность
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Факторная теория кэттелла
- Теория личности Кеттела
- Сущность личности: структура черт
- Факторная теория Кеттела
- Развитие личности
- Анализ наследственности и среды
- Научение
- Социальный контекст
- Типичные исследования. Методы исследования
- Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
- Некоторые родственные представления
- Дж.П.Гилфорд
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Стимул-реактивная теория
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Иллюстративный эксперимент
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Врожденное "оснащение"
- Процесс научения
- Вторичные влечения и процесс научения
- Высшие психические процессы
- Социальный контекст
- Критические стадии развития
- Бессознательные процессы
- Конфликт
- Неврозы возникают в результате научения
- Психотерапия
- Теория оперантного подкрепления скиннера
- Общие соображения
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория личности в перспективе
- Сравнение теорий личности
- Теория личности в перспективе
- Размышления о современной теории личности
- Синтез теорий и теоретическое многообразие