Исследование экспрессивного повеления
С начала 30-х годов Олпорт и его сотрудники провели серию исследований, связанных с демонстрацией значимости и согласованности экспрессивного поведения. Определяя эту область исследований, Олпорт проводит различие между двумя компонентами, присутствующими в любой реакции человека. Первый компонент – адаптивный или связанный с овладением ситуацией, прежде всего с функциональной ценностью акта, производимым им эффектом и результатом. Второй компонент – экспрессивный, относящийся к манере или стилю осуществления акта. Миллионы индивидов осуществляют одни и те же адаптивные акты, но нет двух, которые делали бы это абсолютно одинаково по стилю. Принимая во внимание то, что в теории Олпорта подчеркиваются индивидуальные и уникальные элементы поведения, ясно, что он должен быть глубоко заинтересован в экспрессивном поведении – личном компоненте любой, даже самой стереотипной реакции.
Теория Олпорта не только естественным путем приводит к интересу к экспрессивному поведению, она также обещает, что исследование этого аспекта поведения будет иметь общее значение. Если все поведение человека конгруэнтно и взаимосвязанно, тогда даже самые тривиальные индивидуальные акты должны быть соотнесены с центральными аспектами состава индивида. Следовательно, мы можем изучать неприметные экспрессивные акты и получать информацию о центральных аспектах поведения. Сравнивая экспрессивный и адаптивный компоненты, Олпорт пишет:
"Экспрессивная часть поведения проистекает из глубинных детерминант, функционирующих, как правило, бессознательно и без усилий. Адаптивная же часть – более ограниченная система, определяемая моментом, зависимая от стимуляции, волевого усилия или навыков. Причина данного поведенческого акта в существующих в данный момент желаниях и намерениях индивида (хотя они, в свою очередь, могут проистекать из более глубоких личностных черт и интересов), но стиль исполнения всегда направляется прямо и без помех глубокими устойчивыми личностными диспозициями" (1937, с. 466).
Таким образом, Олпорт, в соответствии со своей теорией изучает экспрессивные аспекты поведения как средство, обеспечивающее доступ к важным источникам индивидуальной мотивации и конфликтов.
Стиль поведения определяется не исключительно личностными факторами. Олпорт признает роль социокультурных детерминант, органических состояний и других переменных. Вклад этих многочисленных факторов не уменьшает важности экспрессивного поведения как источника данных о личности; они лишь несколько усложняют эмпирическую задачу исследователя или диагноста. Экспрессивное поведение может быть классифицировано с точки зрения вызванного акта, например, выражение лица, походка, голос, почерк. Олпорт полагает, что не следует обращать внимание лишь на какой-то один тип экспрессивного поведения, поскольку все они важны и пополняют наше знание об индивиде.
Наиболее экстенсивное исследование Олпорта в этой области было осуществлено в сотрудничестве с Филиппом Э.Верноном (Allport & Vernon, 1933) и было направлено конкретно на проблему согласованности экспрессивного движения. Одна часть исследования представляла изучение группы из двадцати пяти субъектов (сравнительно гетерогенной по составу) в течение трех различных сессий, разделенных друг от друга интервалом около четырех недель. На протяжении каждой сессии субъект выполнял задания различных тестов, позволяющих измерить: скорость чтения и счета, скорость ходьбы, длину шага, оценку знакомых размеров и состояний, оценку веса, силу пожатия руки, скорость и силу постукивания пальцем, рукой, ногой, рисование квадратов, кругов и других фигур, различные измерения почерка, мышечные напряжения и т.д. Кроме того, были получены рейтинги наблюдателей относительно различных показателей, таких, как громкость голоса, плавность речи, количество движений во время естественной речи, внешняя опрятность. Очевидно, что в распоряжении исследователей очень много показателей, которые можно было можно использовать в анализе.
В исследовании согласованности Олпорт и Вернон начали с изучения ре-тестовой надежности (связь измерений показателей в двух различных случаях) различных экспрессивных проявлений. В целом надежность оказалась достаточно высокой, интеркорреляции были примерно эквивалентны показателям ре-тестовой надежности для обычного психологического инструментария. В свете этой связности авторы заключают: "Отдельные привычки в области жестикуляции, насколько показывают наши измерения, – стабильные характеристики индивидов в нашей экспериментальной группе" (1933, с. 98). Затем они исследовали отношения между тем, как одни и те же задания выполняются различными мышечными группами, правой и левой частями тела, руками и ногами и т.д., и выявили примерно одинаковые связи. Это открытие важно, поскольку предполагает общий или центральный интегрирующий фактор, продуцирующий согласованный стиль независимо от избранной периферической манифестации.
Наиболее трудным из предпринятых исследователями сравнений было выявление интеркорреляции основных переменных по всем заданиям. Были выявлены интеркорреляции по тридцати восьми показателям. Первое впечатление от корреляционной матрицы было таково, что частота положительных корреляций была выше вероятной. Таким образом, первичные данные позволяли предположить наличие чего-то общего, лежащего за индивидуальными оценками. Данные не позволяли применить стандартный факторный анализ, так что исследователи осуществили род кластерного анализа, при помощи которого определили группы корреляций или факторов, состоящих из тех переменных, которые показали значимые интеркорреляции. Их заботила не только статистическая значимость, но и психологическая осмысленность.
В итоге было выявлено три фактора, ответственных за большинство наблюдавшихся интеркорреляций. Первый был назван "фактором пространства" и включал такие переменные, как площадь письма, площадь нарисованных на доске фигур, пространство шага, переоценка углов. Это выглядит как нечто вроде "моторной экспансивности". Второй кластер был назван "центробежный фактор" и включал такие переменные, как переоценка расстояния от тела при помощи ног, размера кубов, скорость речи, недооценка веса, недооценка расстояния до тела при помощи рук. Этим фактором авторы не так удовлетворены, как предыдущим, но пишут: "Фактор в основном базируется на измерении центробежный-центростремительный... Таким образом, фактор может быть проинтерпретирован как общая "тенденция вовне", свобода и "экстраверсия" выразительного движения, обратная замкнутости, ограниченности, педантичности в движении" (1933, с. 112). Третий кластер был назван "фактором силы" и включал такие показатели, как: сила голоса, движения в процессе речи, нажим при письме, сила постукивания, переоценка углов, давление покоящейся руки. Исследователи считают, что это сравнительно гетерогенный фактор, однако, общий фактор силы, как представляется, лежит в основе большинства показателей. Они полагают: "Простое физическое давление или напряжение представляются важными только как часть более широкой и в большей мере психологической тенденции совершать эмфатические движения" (1933, с. 112).
Олпорт и Вернон, не вполне удовлетворенные групповыми сравнениями, сопроводили этот анализ четырьмя описаниями случаев, в которых выразительные движения субъекта исследовались в контексте известного о личности. Они говорят: "...мы вынуждены заключить, что в действительности никакие измерения не противоречат субъективным впечатлениям о личности. Измерения преданно фиксируют то, на что указывает здравый смысл. Даже данные, статистически не соответствующие, укладываются в общую картину так, что оказываются понятными и психологически конгруэнтными". (1933, с. 180). Далее, было обнаружено, что судьи были способны находить соответствия – на уровне выше случайного – между образцами почерка и кимографическими кривыми (показывающими нажим в процессе письма) с одной стороны, и очерками о личности, с другой. Интересно их финальное утверждение: "Существуют уровни единства в движении, как существуют степени единства ментальной жизни и личности. Очевидно, небезосновательно признать, что насколько организована личность, настолько гармоничны и согласованны выразительные движения, и насколько личность дезинтегрирована, настолько выразительные движения противоречивы" (1933, с. 182).
В графологическом обследовании анализировался ряд образцов почерков, полученных от группы, состоящей из двадцати трех мужчин – студентов выпускного курса – которые до того прошли широкое обследование на основе стандартных психологических измерений и в отношении которых были получены оценки со стороны различных наблюдателей. Эти образцы почерков затем были переданы двум сотрудникам (Downey and Lucas), которые подготовили очерки о личностях ("портреты личности"), основанные исключительно на знании почерка индивидов. Затем экспериментатор попытался определить эти портреты на основе детального знания субъектов, как с целой группой, так и с малыми субгруппами. В том и другом случае его успех в определении субъектов превышал случайный, хотя в абсолютном смысле точность была невелика. После финального обсуждения позитивных открытий Олпорт и Вернон заключают:
"Наши результаты показывают, что как жесты, так и почерк человека отражают по сути стабильный и постоянный индивидуальный стиль индивида. Его экспрессивные движения не представляются диссоциированными и не связанными друг с другом; напротив, они организованы и хорошо структурированы. Далее, данные указывают на то, что есть конгруэнтность между экспрессивными движениями, с одной стороны, и установками, чертами, ценностями и другими диспозициями "внутренней" личности, с другой. Хотя в целом вопрос об организации личности лежит за пределами данной работы, ясно, что основания для адекватного решения этой важной проблемы не могут быть взяты из анархической доктрины специфичности, но только из позитивных и конструктивных теорий согласованности" (1933, с. 248).
В серии исследований, осуществленных Олпортом и Кэнтрилом (Аllport & Cantril, 1934) была предпринята попытка оценить, насколько точным может быть суждение, основанное только на голосе. Было задействовано около 600 судей, оценивавших 16 говорящих. Были использованы три различные методики оценивания: составление портрета личности, установления соответствия говорящего и одного из описаний личности и оценка говорящих по свойствам, независимо измеренным. Свойства, в отношении которых выносились суждения, включали: физические и экспрессивные характеристики типа возраста, веса, комплекции, внешности по фотографии и почерка, а также интересы и черты, например, профессия, политические предпочтения, экстравертированность, доминирование.
Результаты показали, что судьи соотносили голос с личностными характеристиками на уровне выше случайного. Сравнение суждений, основанных на естественном голосе и голосе по радио показало, что в обоих случаях было превышение случайности, но естественный голос вел к несколько более точной оценке. Исследование различных личностных характеристик, которые подвергались измерениям, показало, что судьи были более сходны в суждениях, и точнее при оценке интересов и черт, в отличие от физических характеристик и подчерка. Из этого авторы заключают: "Об организованных чертах и диспозициях судят не только более согласованно, но и более точно" (Allport & Cantril, с. 51).
Другой ученик Олпорта, Хантли (Huntley, 1940), провел несколько интересных исследований, направленных на изучение соотношения экспрессивного поведения и самооценки. Эти исследования выросли из работ Вернера Вольфа (Werner Wolff, 1933, 1943) и представляют собой попытку исследовать некоторые из его открытий в тщательно контролируемых экспериментальных условиях. В двух предпринятых Хантли исследованиях он просил субъектов выполнить серию тестов и во время тестовых сессий регистрировал (о чем субъекты не знали) "формы экспрессий". Сюда входили фотографии со спины, рук испытуемых, их профиля, а также примеры их почерков и голосов. Шесть месяцев спустя субъектов вызывали вновь и просили оценить образцы собственных и чужих экспрессивных форм. Разумеется, им не говорили, что какой-то из примеров – их собственный. В каждой пробе им предъявляли четыре образца: два, относящихся к противоположному полу, один – к тому же и последний – собственный образец субъекта. Затем субъекта просили дать свободную характеристику личности обладателя каждого образца и ранжировать образцы по степени предпочтения или же оценить каждый образец с точки зрения ряда отдельных свойств: оригинальности, привлекательности, ума и т.д. Два основных открытия касаются распознавания собственных форм экспрессии и оценочной реакции на собственные распознанные и нераспознанные формы. Исследования Хантли совпало с исследованием Вольфа в том плане, что распознавание собственных образцов экспрессии было удивительно редким. Далее, результаты показали, что в тех случаях, когда распознавания не было, индивид демонстрировал тенденцию к крайним оценкам. Иногда оценка была негативной, обычно – позитивной и очень редко – нейтральной. В случаях частичного распознания или колебаний суждения становились более благоприятными, при полном распознавании – нейтральными. Также были отмечены индивидуальные различия в самосуждениях, – некоторые субъекты придерживались крайних суждений, другие умеренных. Позже некоторые открытия Вольфа и Хантли были перепроверены Линдсеем (Lindsey, Prince & Wright, 1952), также учеником Олпорта.
Олпорт, обобщая собственные исследования и исследования других, пишет:
"Экспрессивные особенности тела активируются не независимо. Каждая из них побуждается во многом так же, как и остальные. Таким образом, до определенной степени подтверждаются слова Лаватера о том, что "во всем проявляется единый дух". Однако, согласованность никогда не абсолютна. Один канал экспрессии никогда не является точным повторением других. Если бы это было так, полностью подтвердилась бы правомерность моносимптоматических методов психодиагностики. Личность в целом в точности выдавалась бы каждой отдельной характеристикой. Все рассказал бы почерк, равно как и глаза, руки, органы. Продемонстрированная степень согласованности не подтверждает правомерности столь простой интерпретации случаев.
Единство экспрессии оборачивается, как мы и ожидали, проблемой уровня, как и само единство личности – это проблема уровня. От экспрессивных характеристик тела не надо ждать большей согласованности, чем та, которой обладает личность (как не стоит ожидать и меньшей). Экспрессия структурируется сложными путями – в точности, как и сама личность. Есть главные согласованности и вторичные согласованности, большая конгруэнтность и некоторые конфликты и противоречия. Психодиагностика должна перейти – как это делает любая другая ветвь психологии личности – к изучению комплексных феноменов на комплексном уровне" (1937, сс. 480-481).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Келвин с. Холл, Гарднер Линдсей теории личности Перевод и.Б.Гриншпун
- Теория личности: что это такое
- Теория личности и история психологии
- Что такое личность?
- Что такое теория?
- Теория личности
- Теория личности и другие психологические теории
- Сравнение теорий личности
- Формальные признаки
- Сущностные признаки
- Классический психоанализ фрейда
- Структура личности
- Сверх-я
- Динамика личности
- Инстинкт
- Распределение и использование психической энергии
- Тревога
- Развитие личности
- Отождествление
- Смещение
- Защитные механизмы я
- Стадии развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Научное кредо Фрейда
- Свободные ассоциации и анализ сновидений
- Анализ случаев
- Самоанализ Фрейда
- Критика
- Аналитическая теория юнга
- Структура личности
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
- Анима и анимус
- Самость
- Установки
- Функции
- Взаимодействие между системами личности
- Динамика личности
- Психическая энергия
- Принцип эквивалентности
- Принцип энтропии
- Применение энергии
- Развитие личности
- Каузальность против телеологии
- Синхрония
- Наследственность
- Стадии развития
- Прогрессия и регрессия
- Процесс индивидуации
- Трансцендентная функция
- Сублимация и вытеснение
- Символизация
- Типичные исследования. Методы исследования
- Экспериментальное исследование комплексов
- Сновидения
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Социально-психологические теории: адлер, фромм, хорни, салливан
- Альфред адлер
- Фиктивный финализм
- Стремление к превосходству
- Чувство неполноценности и компенсация
- Социальный интерес
- Жизненный стиль
- Творческое я
- Типичные исследования. Методы исследования
- Порядок рождения и личность
- Ранние воспоминания
- Детские переживания
- Эрих фромм
- Карен хорни
- Гарри стек салливан
- Структура личности
- Динамизмы
- Персонификация
- Когнитивные процессы
- Динамика личности
- Напряжение
- Трансформация энергии
- Развитие личности
- Стадии развития
- Детерминанты развития
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интервью
- Исследования в области шизофрении
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Персонология мюррея
- Структура личности
- Определение личности
- События и сериалы
- Сериальные программы и планы
- Способности и постижения
- Основания личности
- Динамика личности
- Потребность
- Редукция напряжения
- Потребностный интеграт
- Единая тема
- Регнантные (главенствуюшие) процессы
- Векторно-ценностная схема
- Развитие личности
- Детские комплексы
- Генетические детерминанты и факторы созревания
- Научение
- Социокультурные детерминанты
- Уникальность
- Бессознательные процессы
- Процесс социализации
- Типичные исследования. Методы исследования
- Интенсивное изучение небольшого количества здоровых субъектов
- Диагностический консилиум
- Инструментарий
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Организмическая теория
- Курт гольдштейн
- Структура организма
- Динамика организма Выравнивание
- Само-актуализация
- "Приход к согласию" со средой
- Развитие организма
- Типичные исследования. Методы исследования
- Изучение случаев поражения мозга
- Изучение отдельных случаев
- Абстрактное и конкретное поведение
- Андраш ангьял
- Структура биосферы
- Биосферические системы
- Измерения структуры личности
- Символическое "я"
- Динамика биосферы
- Развитие личности
- Абрахам маслоу
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Центрированная на человеке теория роджерса
- Структура личности
- Организм
- Организм и я: конгруэнтность и неконгруэнтность
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Качественные исследования
- Контент-анализ
- Рейтинговые шкалы
- Экспериментальные исследования я-концепиии
- Другие эмпирические подходы
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Экзистенциальная психология
- Структура существования Бытие-в-мире (Dasein)
- Бытие-за-пределами-мира (Человеческие возможности)
- Основание существования
- Миро-проект
- Модусы бытия-в-мире
- Экзистенциалы
- Динамика и развитие существования Динамика
- Развитие
- Типичные исследования. Методы исследования Феноменологический анализ
- Экзистенциальный анализ против психоанализа
- Экзистенциальное описание случая: Илзе
- Экзистенциальный анализ сновидений
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория поля курта левина
- Структура личности
- Психологическая среда
- Жизненное пространство
- Дифференцированный человек
- Дифференцированная среда
- Связи между регионами
- Структура личности
- Количество регионов
- Человек в среде
- Локомоция и коммуникация
- Переструктурирование жизненного пространства
- Степень реальности
- Временнóе измерение или перспектива
- Динамика личности
- Энергия
- Напряжение
- Потребность
- Напряжение и моторное действие
- Валентность
- Сила или вектор
- Локомоция
- Динамическое структурирование психологической среды
- Возвращение равновесия
- Развитие личности
- Изменения поведения
- Основные понятия теории развития личности
- Стадии развития
- Регрессия
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Психология индивидуальности олпорта
- Структура и динамика личности
- Личность. Характер. Темперамент
- Намерения
- Проприум (собственное)
- Функциональная автономия
- Единство личности
- Развитие личности
- Ребенок
- Трансформация ребенка
- Взрослый
- Типичные исследования. Методы исследования
- Идеографическое – номотетическое
- Прямые и косвенные методы исследования личности
- Исследование экспрессивного повеления
- Письма от Дженни
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Конституциональная психология шелдона
- Прошлое конституциональной психологии
- Уильям X. Шелдон
- Структура телосложения
- Измерение телосложения
- Первичные компоненты телосложения
- Вторичные компоненты
- Соматотипизация женщин
- Постоянство соматотипа
- Анализ поведения (личность)
- Оценка темперамента
- Первичные компоненты темперамента
- Соотношение телосложения и поведения личности
- Некоторые теоретические положения
- Биологическая и генетическая ориентация
- Организмический и полевой подход
- Развитие личности
- Бессознательные процессы
- Типичные исследования. Методы исследования
- Телосложение и психические расстройства
- Телосложение и делинквентность
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Факторная теория кэттелла
- Теория личности Кеттела
- Сущность личности: структура черт
- Факторная теория Кеттела
- Развитие личности
- Анализ наследственности и среды
- Научение
- Социальный контекст
- Типичные исследования. Методы исследования
- Факторно-аналитическое изучение отдельного индивида
- Некоторые родственные представления
- Дж.П.Гилфорд
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Стимул-реактивная теория
- Теория подкрепления Долларда и Миллера
- Иллюстративный эксперимент
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Врожденное "оснащение"
- Процесс научения
- Вторичные влечения и процесс научения
- Высшие психические процессы
- Социальный контекст
- Критические стадии развития
- Бессознательные процессы
- Конфликт
- Неврозы возникают в результате научения
- Психотерапия
- Теория оперантного подкрепления скиннера
- Общие соображения
- Структура личности
- Динамика личности
- Развитие личности
- Типичные исследования. Методы исследования
- Статус в настоящее время. Общая оценка
- Теория личности в перспективе
- Сравнение теорий личности
- Теория личности в перспективе
- Размышления о современной теории личности
- Синтез теорий и теоретическое многообразие