logo
Методическое пособие по практике

Развернутая схема психодиагностического процесса.

  1. Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

    1. ознакомление с запросом

    2. определение соответствия конкретного случая компетенции диагноста

    3. сбор данных, уточнение запроса, обследование клиента

    4. создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

    5. оценка его состояния и формулировка психодиагностической задачи.

  2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих состояние элементов феноменологического уровня

  3. Проверка гипотез:

      1. выбор методик адекватных гипотезе

      2. обследование клиента (причинные основания)

      3. интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы.

  4. Построение общей формулы диагностического заключения.

  5. Индивидуализация психологического диагноза (перевод на язык адресата).

  6. Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

  7. Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи и уточнение диагностического заключения.

Постановка психологического диагноза требует от студента-практиканта определенного уровня профессиональной подготовки. Данное положение подтверждается Л.Ф. Бурлачуком, который определяет психологический диагноз как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей исследования.

При постановке диагноза необходимо особенное внимание обратить виды (или ступени) психологического диагноза, выделенные Л.С. Выготским. Так, первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод. Основной метод постановки – наблюдение и самонаблюдение. Симптоматический диагноз не застрахован от ошибок, свойственных наблюдению.

Вторая ступень – этиологический диагноз, который предполагает учет не только наличия ряда симптомов, но и причин их возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, необходимо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин возникновения той или иной психологической особенности. В силу этого точность психологического диагноза может быть недостаточно высокой.

Третья ступень – типологический диагноз. Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Типологический диагноз – наиболее сложный, требующий от психолога знаний общих закономерностей психической жизни человека, а также понимания условий и причин индивидуальной трансформации этих закономерностей.

Результатом психодиагностического обследования является психодиагностическое заключение. Заключение должно отвечать цели обследования и иметь причинный характер, может быть как строго формализованным (в рамках учреждения), так и разрабатываться самим практическим психологом. Но в любом психодиагностическом заключении целесообразно выделять три блока – феноменологических переменных, психологических переменных, предложенных мероприятий.

Варианты психологического заключения: первичное (предварительное) и итоговое определены по аналогии с медицинскими понятиями предварительного и уточненного диагноза.