Развернутая схема психодиагностического процесса.
Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне
ознакомление с запросом
определение соответствия конкретного случая компетенции диагноста
сбор данных, уточнение запроса, обследование клиента
создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне
оценка его состояния и формулировка психодиагностической задачи.
Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих состояние элементов феноменологического уровня
Проверка гипотез:
выбор методик адекватных гипотезе
обследование клиента (причинные основания)
интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы.
Построение общей формулы диагностического заключения.
Индивидуализация психологического диагноза (перевод на язык адресата).
Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.
Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи и уточнение диагностического заключения.
Постановка психологического диагноза требует от студента-практиканта определенного уровня профессиональной подготовки. Данное положение подтверждается Л.Ф. Бурлачуком, который определяет психологический диагноз как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей исследования.
При постановке диагноза необходимо особенное внимание обратить виды (или ступени) психологического диагноза, выделенные Л.С. Выготским. Так, первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод. Основной метод постановки – наблюдение и самонаблюдение. Симптоматический диагноз не застрахован от ошибок, свойственных наблюдению.
Вторая ступень – этиологический диагноз, который предполагает учет не только наличия ряда симптомов, но и причин их возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, необходимо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин возникновения той или иной психологической особенности. В силу этого точность психологического диагноза может быть недостаточно высокой.
Третья ступень – типологический диагноз. Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Типологический диагноз – наиболее сложный, требующий от психолога знаний общих закономерностей психической жизни человека, а также понимания условий и причин индивидуальной трансформации этих закономерностей.
Результатом психодиагностического обследования является психодиагностическое заключение. Заключение должно отвечать цели обследования и иметь причинный характер, может быть как строго формализованным (в рамках учреждения), так и разрабатываться самим практическим психологом. Но в любом психодиагностическом заключении целесообразно выделять три блока – феноменологических переменных, психологических переменных, предложенных мероприятий.
Варианты психологического заключения: первичное (предварительное) и итоговое определены по аналогии с медицинскими понятиями предварительного и уточненного диагноза.
- Глава 1. Общие положения, цели, задачи и содержание педагогической практики
- 1.1. Общие положения
- Основополагающие принципы и задачи построения и проведения педагогической практики
- Структура и сроки проведения педагогической практики
- Система подготовки к педагогической практике
- Нормативно-правовое обеспечение практик
- Извлечение из «Положения о порядке проведения практики студентов УрГпу»
- Программы практик
- 1.2. Программа инструктивно-методического лагеря
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Программа летней педагогической практики
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Программа практики в школе
- Методические рекомендации
- Развернутая схема психодиагностического процесса.
- Блок 1 Феноменологические переменные
- Блок 2 Психологические переменные
- Блок 3. Предложенные мероприятия
- Список рекомендуемой литературы
- 1.5. Программа практики в педагогическом колледже
- Методические указания:
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план
- Дидактические требования к современному уроку:
- Правила оформления плана социально-педагогической работы
- 1.5. Программа комплексной психолого-педагогической практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 2. Общие методические указания по прохождению и документальному оформлению практик
- 2.1. Подготовка студентов к выполнению практических заданий
- 2.2. Установочная конференция
- 2.3. Итоговая конференция
- 2.4. Критерии оценивания практической деятельности студентов
- Дополнительная информация
- Порядок расположения информации в отчетной документации
- Правила оформления титульного листа
- Правила оформления краткой характеристики места прохождения практики
- Оформление психологического заключения для подростков и старшеклассников.
- Общая характеристика возрастного развития
- Личностная сфера
- Например
- Интерпретация _________________________________________________________
- Правила оформления титульного и второго листов конспекта
- Правила оформления второго листа конспекта
- Правила оформления списка литературы
- Структура психологического анализа урока
- Виды вопросов
- Отношение к людям
- Отношение к себе
- Волевые качества
- Примерный перечень психодиагностических методик
- Диагностика познавательной сферы Методика исследования рефлексивности мышления.
- Протокол исследования
- Уровни выраженности рефлексивности мышления
- Методика исследования памяти Джекобсона
- Исследование переключения внимания
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Диагностика эмоционально-волевой сферы Методика диагностики волевых особенностей личности
- Общий балл.
- Исследование ситуативной и личностной тревожности.
- Методика диагностики выраженности склонности к риску
- Методика диагностики учебной мотивации т.Д. Дубовицкой
- Бланк ответов
- Приложение 8 Карта наблюдений д.Скотта /школьная дезадаптация/
- XII. С - неблагоприятные условия среды.
- Методика «Профессиональная готовность»
- Конфликтные ситуации
- Бланк ответов
- Текст опросника
- Обработка и интерпретация результатов
- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в. В. Бойко
- Методика «Индивидуальный стиль педагогической деятельности»
- Количественная обработка данных
- Качественная обработка данных
- Приложение 10
- Один из вариантов бланка социометрического опроса
- Социоматрица
- Референтометрия
- Шкала психологической близости
- Приложение 11 Этические принципы проведения исследования на человеке