logo
Методическое пособие по практике

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Аудиторные часы

Итого

Лекции

Практические занятия

1

Психология как наука

2

2

2

Предмет психологии

2

2

4

3

Методы психологии

4

4

4

Этапы становления психологической науки

2

2

4

5

Происхождение психики

2

2

4

6

Основные психологические теории

4

2

6

ИТОГО

12

12

24

Содержание

Тема 1. Психология как наука. Психологические знания и психологическая наука. Примеры сотрудничества житейской и научной психологии. Понятие «психология» в трудах отечественных и зарубежных психологов. Система психологического знания. Отрасли психологии: критерии выделения и общая характеристика. Структура современной психологии и ее задачи. Психология в системе современной науки. Разнообразие видов деятельности людей и основные отрасли современной прикладной психологии.

Тема 2. Предмет психологии. Многообразие предмета психологии. Различные проявления психического опыта. Психологические явления и факты. Описание психических явлений, доступных психологическому изучению. Психические явления, их специфика и классификация. Методологическая основа психологии (общая методологическая основа, специальная методология психологии; частная методологическая основа психологии).

Тема 3. Методы психологии. Объективные и субъективные методы психологии. Классификации методов психологии по различным критериям. Исследования в области построения психологического исследования. Эмпирические методы психологической науки. Психолого-педагогический эксперимент. Наблюдение. Тестирование. Опрос. Моделирование.

Тема 4. Этапы становления психологической науки. Развитие психологии внутри естествознания и философии. Развитие психологии как самостоятельной науки. Кризис зарубежных психологических школ. Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Современные зарубежные психологические школы. Прогнозы развития психологии как науки.

Тема 5. Происхождение психики. Понятие «психика, «раздражимость», «чувствительность», «тропизмы». Виды тропизмов. Происхождение психики в филогенезе (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная психика). Сознание как высшая ступень развития психики в филогенезе. Сознание и самосознание. Структура сознания. Отличия психической деятельности животных от поведения человека

Тема 6. Основные психологические теории. Достоинства и недостатки основных психологических теорий (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, неопсихоанализ; когнитивная психология, гуманистическая психология). Основные положения психологических теорий.

Конспект урока по психологии

Конспект необходим на начальном этапе преподавательской деятельности. Для студента-практиканта составление конспектов уроков психологии является обязательным этапом освоения преподавательской деятельности. Работа над конспектом позволяет организовать учебный материал, его логическую последовательность; определить соотношение звеньев урока; уточнить формулировки и понятия.

Конспект отражает педагогический замысел урока, является его моделью, сценарием; раскрывает ход урока, деятельность педагога и учащихся на всех его этапах, начиная с постановки задач и заканчивая подведением итогов урока. В конспекте прописывается тема урока, тип, вид урока, цели и задачи урока, перечень средств обучения и оборудования, план урока. Дословная запись дает возможность практиканту подготовиться к свободному (без конспекта) ведению урока.