1.5. Программа комплексной психолого-педагогической практики
Продолжительность: 4 недели.
Сроки прохождения: дневное отделение — 5 курс (9 семестр);
заочное отделение — 5 курс (9 семестр).
Цель практики: формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности и развитие профессионально рефлексии.
Место прохождения практики: воспитательно-образовательные учреждения, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, психологические центры, центры социально-педагогической, психолого-педагогической помощи, тренинговые компании, профессиональные училища, педагогические колледжи, педагогические институты, академии.
Задачи практики
Закрепить умение отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики, составлять психодиагностическое заключение по результатам обследования.
Закреплять умение разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы для детей с трудностями в обучении и воспитании.
Формировать представление о возможностях психолога в сфере организации культурного пространства образовательного учреждения
Совершенствовать навыки организации субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.
Формировать и развивать личностные и профессиональные качества в ходе общения и совместной деятельности с детьми и педагогами.
Практическая деятельность студентов в ходе педагогической практики условно подразделяется на ряд заданий.
Аналитическое направление работы
Ознакомиться с документацией, психологическим инструментарием педагога-психолога образовательного учреждения.
Провести анализ диагностических, психокоррекционных и развивающих занятий, психологических уроков, консультаций и тренингов, приводимых педагогом-психологом.
Комплексное диагностико-коррекционное направление работы
Провести обследования школьного класса (детского коллектива). Подобрать психодиагностический инструментарий в соответствии с социальным запросом (специфическая психодиагностика).
Провести психодиагностическое обследование.
Провести групповой анализ результатов на основе протокола эмпирических данных.
Составить план-проект (на 0,5 года) психокоррекционных воздействий, направленных на нивелирование и коррекцию установленной психологической проблемы у определенной подгруппы детей. Комплекс мероприятий может включать консультации, тренинги, коррекционно-развивающие занятия и т.п.
Провести 4 групповых коррекционных или развивающих мероприятий (из составленного студентом плана психокоррекционных воздействий).
Провести самоанализа процесса и результата психокоррекционной работы.
Комплексное культурно-просветительское и
социально-педагогическое направления работы
В соответствии с социальным заказом разработать план консультаций с целью повышения психологической культуры педагогов, родителей (форма проведения на выбор студента).
Провести четыре мероприятия из разработанного студентом плана.
Разработать и провести воспитательное мероприятие по запросу образовательного учреждения (классного руководителя).
Провести психологический самоанализ процесса и результата по данному направлению работы
Провести просветительскую беседу о профессии педагога-психолога, психолога-консультанта и конфликтолога.
Пакет отчетной документации по педагогической практике включает:
Дневник студента-практиканта.
Комплекс использованного студентом психодиагностического инструментария (не менее 4 методик).
Групповой анализ результатов на основе протокола эмпирических данных.
План психокоррекционных и развивающих воздействий на 0,5 года.
Четыре развернутых конспекта коррекционно-развивающих занятий (консультаций, тренингов и т.п.).
Предъявленный студенту социальный заказ относительно консультативно-просветительской работы (свободная формулировка, уточненная научная формулировка).
План консультаций.
Четыре конспекта мероприятий.
Конспект воспитательного мероприятия.
Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога.
Список используемой литературы.
Характеристика куратора практики от учреждения.
Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.
- Глава 1. Общие положения, цели, задачи и содержание педагогической практики
- 1.1. Общие положения
- Основополагающие принципы и задачи построения и проведения педагогической практики
- Структура и сроки проведения педагогической практики
- Система подготовки к педагогической практике
- Нормативно-правовое обеспечение практик
- Извлечение из «Положения о порядке проведения практики студентов УрГпу»
- Программы практик
- 1.2. Программа инструктивно-методического лагеря
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Программа летней педагогической практики
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Программа практики в школе
- Методические рекомендации
- Развернутая схема психодиагностического процесса.
- Блок 1 Феноменологические переменные
- Блок 2 Психологические переменные
- Блок 3. Предложенные мероприятия
- Список рекомендуемой литературы
- 1.5. Программа практики в педагогическом колледже
- Методические указания:
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план
- Дидактические требования к современному уроку:
- Правила оформления плана социально-педагогической работы
- 1.5. Программа комплексной психолого-педагогической практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 2. Общие методические указания по прохождению и документальному оформлению практик
- 2.1. Подготовка студентов к выполнению практических заданий
- 2.2. Установочная конференция
- 2.3. Итоговая конференция
- 2.4. Критерии оценивания практической деятельности студентов
- Дополнительная информация
- Порядок расположения информации в отчетной документации
- Правила оформления титульного листа
- Правила оформления краткой характеристики места прохождения практики
- Оформление психологического заключения для подростков и старшеклассников.
- Общая характеристика возрастного развития
- Личностная сфера
- Например
- Интерпретация _________________________________________________________
- Правила оформления титульного и второго листов конспекта
- Правила оформления второго листа конспекта
- Правила оформления списка литературы
- Структура психологического анализа урока
- Виды вопросов
- Отношение к людям
- Отношение к себе
- Волевые качества
- Примерный перечень психодиагностических методик
- Диагностика познавательной сферы Методика исследования рефлексивности мышления.
- Протокол исследования
- Уровни выраженности рефлексивности мышления
- Методика исследования памяти Джекобсона
- Исследование переключения внимания
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Диагностика эмоционально-волевой сферы Методика диагностики волевых особенностей личности
- Общий балл.
- Исследование ситуативной и личностной тревожности.
- Методика диагностики выраженности склонности к риску
- Методика диагностики учебной мотивации т.Д. Дубовицкой
- Бланк ответов
- Приложение 8 Карта наблюдений д.Скотта /школьная дезадаптация/
- XII. С - неблагоприятные условия среды.
- Методика «Профессиональная готовность»
- Конфликтные ситуации
- Бланк ответов
- Текст опросника
- Обработка и интерпретация результатов
- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в. В. Бойко
- Методика «Индивидуальный стиль педагогической деятельности»
- Количественная обработка данных
- Качественная обработка данных
- Приложение 10
- Один из вариантов бланка социометрического опроса
- Социоматрица
- Референтометрия
- Шкала психологической близости
- Приложение 11 Этические принципы проведения исследования на человеке