logo
Методическое пособие по практике

Качественная обработка данных

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Вы обладаете многими достоинствами высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно подавать учебный материал, умением увлечь учеников предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает чрезвычайно благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Рекомендации. Несколько увеличьте количество времени, отводимого объяснению нового материала. В процессе объяснения нового материала тщательно контролируйте, как он усваивается учащимися, для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащихся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Регулярно контролируйте знания учащихся, для этого им можно систематически давать небольшие проверочные работы. Никогда не переходите к учению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущая усвоена всему учащимися.

Внимательно относитесь к уровню знаний слабых ученик. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не избегайте «скучных» видов работы: отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызывая у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь действительно правильного ответа, никогда не исправляйте ответ сразу: пусть ученик сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность, следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания в учебник.

Старайтесь подробно анализировать урок выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Вас отличает очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподавать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью, сформированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендации. Старайтесь меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый исправил и детально оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте только тогда, когда это действительно необходимо. По возможности, старайтесь проявить больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако Вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей работы. В то же время, подобная манера ведения опроса обуславливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире варьируя разнообразные методы работы.

Рекомендации. Чаще практикуйте коллективные обсуждения, проявляйте больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методический стиль (РМС). Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью внимательным отношением к уровню знаний всех учеников, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, нестабильное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из низ утомительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендации. Чаще поощряйте хорошие ответы, менее резко порицайте отрицательные. Ведь от эмоционального состояния Ваших учеников в конечном счете зависит и результат обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – плохо ориентироваться в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации речи. Ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.