Исследование переключения внимания
Цель исследования: определить уровень переключаемости внимания.
Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.
Процедура исследования:В тестировании участвуют три человека: экспериментатор, испытуемый и наблюдатель-протоколист. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.
Таблица черно-красных цифр выглядит следующим образом:
15 | 17 | 13 | 6 | 7 | 3 | 1 |
4 | 2 | 8 | 22 | 20 | 14 | 20 |
19 | 18 | 24 | 4 | 18 | 10 | 16 |
6 | 23 | 9 | 13 | 25 | 5 | 7 |
2 | 21 | 21 | 16 | 10 | 14 | 22 |
11 | 3 | 9 | 23 | 1 | 19 | 11 |
17 | 5 | 12 | 15 | 8 | 12 | 24 |
Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку.
Задача экспериментатора – перед каждой серией исследования инструктировать испытуемого, подавать команду "Начали!" для поиска и называния, следить по секундомеру за временем, потраченным испытуемым на выполнение серии.
Наблюдатель-протоколист помогает экспериментатору определить ошибки, допущенные испытуемым в ходе выполнения задания, ведет протокол исследования.
Испытуемый: ________ Дата: _________
Экспериментатор: ____ Время: _________
1-я серия | 2-я серия | 1-я + 2-я серии | 3-я серия | ||||
время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки | время | ошибки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица предъявляется испытуемому в каждой серии только после инструкции по сигналу "Начали!", для того чтобы испытуемый заранее не искал месторасположение соответствующих цифр.
Инструкция испытуемому в первой серии: "Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!"
Инструкция испытуемому во второй серии: "На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!"
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии: "На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!"
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку, в редких самых затруднительных случаях допускается подсказка наблюдателя-протоколиста. Секундомер при этом не выключается.
После проведения всего исследования испытуемый дает самоотчет. По самоотчету определите стратегию поиска цифр и особенности выполнения заданий.
- Глава 1. Общие положения, цели, задачи и содержание педагогической практики
- 1.1. Общие положения
- Основополагающие принципы и задачи построения и проведения педагогической практики
- Структура и сроки проведения педагогической практики
- Система подготовки к педагогической практике
- Нормативно-правовое обеспечение практик
- Извлечение из «Положения о порядке проведения практики студентов УрГпу»
- Программы практик
- 1.2. Программа инструктивно-методического лагеря
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Программа летней педагогической практики
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Программа практики в школе
- Методические рекомендации
- Развернутая схема психодиагностического процесса.
- Блок 1 Феноменологические переменные
- Блок 2 Психологические переменные
- Блок 3. Предложенные мероприятия
- Список рекомендуемой литературы
- 1.5. Программа практики в педагогическом колледже
- Методические указания:
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план
- Дидактические требования к современному уроку:
- Правила оформления плана социально-педагогической работы
- 1.5. Программа комплексной психолого-педагогической практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 2. Общие методические указания по прохождению и документальному оформлению практик
- 2.1. Подготовка студентов к выполнению практических заданий
- 2.2. Установочная конференция
- 2.3. Итоговая конференция
- 2.4. Критерии оценивания практической деятельности студентов
- Дополнительная информация
- Порядок расположения информации в отчетной документации
- Правила оформления титульного листа
- Правила оформления краткой характеристики места прохождения практики
- Оформление психологического заключения для подростков и старшеклассников.
- Общая характеристика возрастного развития
- Личностная сфера
- Например
- Интерпретация _________________________________________________________
- Правила оформления титульного и второго листов конспекта
- Правила оформления второго листа конспекта
- Правила оформления списка литературы
- Структура психологического анализа урока
- Виды вопросов
- Отношение к людям
- Отношение к себе
- Волевые качества
- Примерный перечень психодиагностических методик
- Диагностика познавательной сферы Методика исследования рефлексивности мышления.
- Протокол исследования
- Уровни выраженности рефлексивности мышления
- Методика исследования памяти Джекобсона
- Исследование переключения внимания
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Диагностика эмоционально-волевой сферы Методика диагностики волевых особенностей личности
- Общий балл.
- Исследование ситуативной и личностной тревожности.
- Методика диагностики выраженности склонности к риску
- Методика диагностики учебной мотивации т.Д. Дубовицкой
- Бланк ответов
- Приложение 8 Карта наблюдений д.Скотта /школьная дезадаптация/
- XII. С - неблагоприятные условия среды.
- Методика «Профессиональная готовность»
- Конфликтные ситуации
- Бланк ответов
- Текст опросника
- Обработка и интерпретация результатов
- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в. В. Бойко
- Методика «Индивидуальный стиль педагогической деятельности»
- Количественная обработка данных
- Качественная обработка данных
- Приложение 10
- Один из вариантов бланка социометрического опроса
- Социоматрица
- Референтометрия
- Шкала психологической близости
- Приложение 11 Этические принципы проведения исследования на человеке