logo
Методическое пособие по практике

Приложение 10

Социально-психологическая диагностика статусно-ролевых характеристик личности

Социометрия

Цель: выявление межличностных отношений в детском коллективе.

Перед началом обследования структуры межличностных отношений в коллективе необходимо указать на полную конфиденциальность представленной информации. Усилить мотивацию участия в психологическом обследовании. Результаты тестирования могут быть представлены только психологу образовательного учреждения, где студент проходит практику.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для ваших учителей выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на специальном бланке, чтобы обеспечить адекватную ориентацию в информации.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.