§2 Особенности агрессивного поведения молодежи
Молодежь в современном обществе характеризуют прежде всего такие показатели как потребность в социальной самоидентификации, индивидуализации, самоактуализации (творчестве), близком друге, выборе жизненной стратегии. Проблемы реализации этих потребностей на микросоциальном уровне связаны с характеристикой социального окружения молодежи (семьей, учебным заведением, сверстниками), на более высоком (макросоциальном) уровне - с особенностями социокультурной ситуации, в которой формируется личность. Речь идет об экономической и политической нестабильности, отсутствии устоявшейся системы ценностей, глубинной дифференциации молодежи по социально-экономическому статусу, динамичности социальных процессов.
Анализ молодежной агрессии необходимо осуществлять в двух направлениях: с точки зрения целерациональной мотивации (инструментальности) действия и с позиции ценностнорационального действия. При этом следует заметить, что целерациональный и ценностнорациональный виды агрессивного поведения достаточно редко встречаются в чистом виде.
Следует заметить, что форма и характер целерациональной агрессии обусловлены когнитивными и оценочными факторами: силой побуждения к агрессии, силой факторов, тормозящих данное поведение, знанием конструктивного разрешения ситуации.
Значительной мотивационные ориентацией инструментальной агрессии молодежи является ориентация относительно баланса удовлетворения–неудовлетворения, которая исходит из потребностей организма. Но, с точки зрения теории действия, конкретная мотивация не может анализироваться лишь в терминах потребностей организма.28
Отсутствие одного родителя (как правило, отца) положительно коррелирует с таким параметром, как уровень агрессии, и эта зависимость прослеживается во всех неполных семьях, независимо от их финансового положения, образовательного уровня, местожительства и расовой принадлежности. Иными словами, семейная ситуация также имеет значение при анализе молодежной агрессии.29
В рамках когнитивно-бихевиористской концепции молодежную агрессию рассматривают в качестве результата специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также в более поздние периоды, включая и подростковый возраст.
Еще одним аспектом мотивации является оценочный аспект. Поэтому выбор агрессии в качестве способа достижения цели опирается на оценку ситуации с точки зрения эффективности предполагаемых действий и ожидания последствий реакции.
Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения молодежи, в частности, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения молодежи. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.30
Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т. п.31
Следует отметить, что психологические особенности молодежи способствуют появлению конфликтных ситуаций практически на всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), учебном заведении (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения).
- Введение
- Глава I. Агрессия как социальный феномен §1. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению
- Подходы к пониманию агрессии в рамках психологии
- Подходы к пониманию агрессии в рамках социологии
- §2 Особенности агрессивного поведения молодежи
- Глава II. Исследование агрессивного поведения молодежи на примере студентов мггу §1. Основные положения программы исследования
- Э мпирическая интерпретация понятия агрессивное поведение
- Системный анализ объекта исследования
- Обоснование выборки
- §2. Анализ особенностей агрессивного поведения студенческой молодежи
- Реакция на ситуации, препятствующие реализации желаний
- Реакция на возникновение негативных эмоций
- Ситуации, оправдывающие применение физической силы
- Ситуации, оправдывающие применение оскорблений
- Ситуации, сдерживающие применение физической силы
- Ситуации, сдерживающие применение оскорблений
- Частота наблюдений применения физической силы в различных источниках
- Частота наблюдений применения физической силы в сми
- Частота наблюдений применения физической силы в кинематографе
- Частота наблюдений применения физической силы в видеоиграх
- Частота наблюдений применения физической силы в общественных местах
- Частота наблюдения применения физической силы среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений
- Частота наблюдения применения оскорблений в сми
- Частота наблюдения применения оскорблений в кинематографе
- Частота наблюдения применения оскорблений в видеоиграх
- Частота наблюдения применения оскорблений в общественных местах
- Частота наблюдения применения оскорблений среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений среди друзей
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения оскорблений в семье
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения физической силы в семье
- Реакция на проявление агрессии в адрес респондента
- Оценка влияния общественных ценностей на агрессивное поведение
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Заключение
- Список используемой литературы
- Часто ли возникают ситуации, которые препятствуют реализации Ваших желаний или не соответствуют Вашим намерениям?
- Какова Ваша реакция на данные ситуации?
- Часто ли Вы испытываете следующие эмоции?
- Что, по Вашему мнению, чаще всего сдерживает применение физической силы или вынуждает человека воздержаться от оскорблений?
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение физической силы по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение оскорблений по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Какие проявления агрессии в адрес кого-либо Вы допускаете для себя?
- Как Вы считаете, существующие в обществе ценности провоцируют на агрессивное поведение?
- Вы воспитывались в семье:
- Приложение 2. План исследования
- План исследования.