logo
КУРСОВАЯ_Степанова

Глава II. Исследование агрессивного поведения молодежи на примере студентов мггу §1. Основные положения программы исследования

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

У молодежи наиболее распространенным видом отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых молодых людей участие в драках, утверждение себя с помощью рукоприкладства является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек.

Проблемная ситуация заключается в том, что довольно сложно выявить причины, по которым молодежная агрессия находит проявление. Кроме того, неясно, как агрессивная модель поведения закрепляется и становится устойчивой, каковы источники пропаганды агрессивного поведения, посредством которых происходит научение и усвоение агрессивной модели поведения молодежи.

Проблема исследования заключается в недостатке знаний об особенностях проявления агрессии у молодежи и их агрессивном поведении.

Поскольку наиболее активной частью молодежи являются студенты, в данном исследовании объектом будет выступать студенческая молодежь (студенты МГГУ).

Предметом исследования являются особенности проявления агрессии и агрессивное поведение студенческой молодежи (на примере студентов МГГУ).

Цель исследования – изучить особенности проявления агрессии у студентов МГГУ и основные черты ее агрессивного поведения.

Задачи исследования:

  1. Исследовать наличие склонности к агрессивному поведению у студентов МГГУ;

  2. Изучить ситуативные проявление агрессии у студентов МГГУ;

  3. Исследовать пути, по которым происходит усвоение агрессивной модели поведения;

  4. Изучить реакцию и отношение студентов МГГУ на проявление агрессии по отношению к ним;

  5. Выяснить уровень агрессивности студентов МГГУ и факторы, от которых зависит этот уровень.

Теоретическая интерпретация

Несмотря на множество различных определений, встречающихся в современной социологической литературе, под агрессией мы будем понимать любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность - способность человека отвечать на раздражители агрессивным, разрушительным поведением (деструкцией). Иными словами, это наличие внутренних предпосылок к возникновению и проявлению агрессии.

Агрессивное поведение - периодично повторяющиеся агрессивные действия.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции.

В соответствии с предложенной Бассом классификации агрессии, мы можем выделить две формы её проявления: это физическая и вербальная агрессия. Под физической агрессией мы будем понимать использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. 

Вербальная агрессия - символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием компонентов речи (крик, изменение тона, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы.