logo
КУРСОВАЯ_Степанова

Заключение

Человеческая агрессивность является источником многочисленных социальных, национальных и других конфликтов. Потому изучение проблемы агрессивности является важным. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности.

В современном обществе существует огромное количество молодых людей с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к людям поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Преступность среди молодёжи также имеет место быть. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, кроме того, можно зафиксировать увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения молодых людей.32

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.

Проблемная ситуация заключается в том, что довольно сложно выявить причины, по которым молодежная агрессия находит проявление. Кроме того, неясно, как агрессивная модель поведения закрепляется и становится устойчивой, каковы источники пропаганды агрессивного поведения, посредством которых происходит научение и усвоение агрессивной модели поведения молодежи. Это обуславливает актуальность данной темы.

Для изучения особенностей агрессивности молодежи, в ходе теоретической работы мы проделали следующее:

  1. рассмотрели понятия агрессии и агрессивного поведения;

  2. изучили подходы к изучению агрессивного поведения;

  3. изучили особенности изучения агрессивного поведения молодежи.

В результате эмпирического исследования мы получли следующие результаты.

Проанализировав реакции на ситуации, препятствующие реализации желаний или не соответствующие представлениям респондентов, реакцию на возникновение эмоций, связанных с агрессией, оценку допустимости применения физической силы и оскорблений у мужчин и женщин, мы установили, что склонность к агрессивному поведению – это характеристика, зависящая от пола. Наша гипотеза о том, что мужчины более склонны к агрессивному поведению, по сравнению с женщинами, подтвердилась.

При анализе ситуативной составляющей проявления агрессии, просматривается некая солидарность в ответах мужчин и женщин. Несмотря на разный уровень агрессивности у мужчин и женщин, выявленный в ходе анализа первого блока вопросов, мнения у респондентов сходны по поводу тех ситуаций, в которых применение агрессии оправдано и ситуаций, сдерживающих агрессивные проявления. Гипотеза о том, что женщины не склонны оправдывать агрессию какими-либо сложившимися ситуациями не подтвердилась. По мнению большинства женщин, в определенных ситуациях применение агрессии оправдано.

Наше предположение о том, что мужчины и женщины имеют сходное представление о ситуациях, сдерживающих проявление агрессии, подтвердилось.

Установлено, что среди основных источников, через которые происходит научение агрессивному поведению, мы можем выделить следующие:

Кроме того, в случае вербальной агрессии, источником усвоения агрессивного поведения является применение оскорблений в общественных местах. В случае вербальной и физической агрессии, респонденты указывают низкую частоту наблюдения их проявления среди своих знакомых и друзей.

Таким образом, наша гипотеза о том, что главную роль в процессе научения агрессивному поведению играют СМИ, частично подтвердилась.

Гипотеза о том, что реакция респондентов на проявление агрессии по отношению к ним зависит от пола, не подтвердилась. Можно сделать вывод, что мужчины и женщины практически в равной степени склонны отвечать агрессией на агрессию, но отсутствие реакции на агрессивное поведение со стороны других людей свойственно женщинам в большей степени.

Мы можем выявить зависимость между фактом вербальной агрессии в семье и допустимостью применения агрессии респондентом. В случае с физической агрессией такой зависимости не прослеживается. Поэтому наша гипотеза о том, что респонденты, допускающие применение агрессии к кому-либо, наблюдали факт агрессивного поведения в своей семье, подтвердилась частично.

В целом цель и задачи исследования выполнены, все выдвигаемые гипотезы проверены.