Заключение
Человеческая агрессивность является источником многочисленных социальных, национальных и других конфликтов. Потому изучение проблемы агрессивности является важным. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности.
В современном обществе существует огромное количество молодых людей с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к людям поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Преступность среди молодёжи также имеет место быть. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, кроме того, можно зафиксировать увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения молодых людей.32
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
Проблемная ситуация заключается в том, что довольно сложно выявить причины, по которым молодежная агрессия находит проявление. Кроме того, неясно, как агрессивная модель поведения закрепляется и становится устойчивой, каковы источники пропаганды агрессивного поведения, посредством которых происходит научение и усвоение агрессивной модели поведения молодежи. Это обуславливает актуальность данной темы.
Для изучения особенностей агрессивности молодежи, в ходе теоретической работы мы проделали следующее:
рассмотрели понятия агрессии и агрессивного поведения;
изучили подходы к изучению агрессивного поведения;
изучили особенности изучения агрессивного поведения молодежи.
В результате эмпирического исследования мы получли следующие результаты.
Проанализировав реакции на ситуации, препятствующие реализации желаний или не соответствующие представлениям респондентов, реакцию на возникновение эмоций, связанных с агрессией, оценку допустимости применения физической силы и оскорблений у мужчин и женщин, мы установили, что склонность к агрессивному поведению – это характеристика, зависящая от пола. Наша гипотеза о том, что мужчины более склонны к агрессивному поведению, по сравнению с женщинами, подтвердилась.
При анализе ситуативной составляющей проявления агрессии, просматривается некая солидарность в ответах мужчин и женщин. Несмотря на разный уровень агрессивности у мужчин и женщин, выявленный в ходе анализа первого блока вопросов, мнения у респондентов сходны по поводу тех ситуаций, в которых применение агрессии оправдано и ситуаций, сдерживающих агрессивные проявления. Гипотеза о том, что женщины не склонны оправдывать агрессию какими-либо сложившимися ситуациями не подтвердилась. По мнению большинства женщин, в определенных ситуациях применение агрессии оправдано.
Наше предположение о том, что мужчины и женщины имеют сходное представление о ситуациях, сдерживающих проявление агрессии, подтвердилось.
Установлено, что среди основных источников, через которые происходит научение агрессивному поведению, мы можем выделить следующие:
СМИ;
Кинематограф;
Видеоигры.
Кроме того, в случае вербальной агрессии, источником усвоения агрессивного поведения является применение оскорблений в общественных местах. В случае вербальной и физической агрессии, респонденты указывают низкую частоту наблюдения их проявления среди своих знакомых и друзей.
Таким образом, наша гипотеза о том, что главную роль в процессе научения агрессивному поведению играют СМИ, частично подтвердилась.
Гипотеза о том, что реакция респондентов на проявление агрессии по отношению к ним зависит от пола, не подтвердилась. Можно сделать вывод, что мужчины и женщины практически в равной степени склонны отвечать агрессией на агрессию, но отсутствие реакции на агрессивное поведение со стороны других людей свойственно женщинам в большей степени.
Мы можем выявить зависимость между фактом вербальной агрессии в семье и допустимостью применения агрессии респондентом. В случае с физической агрессией такой зависимости не прослеживается. Поэтому наша гипотеза о том, что респонденты, допускающие применение агрессии к кому-либо, наблюдали факт агрессивного поведения в своей семье, подтвердилась частично.
В целом цель и задачи исследования выполнены, все выдвигаемые гипотезы проверены.
- Введение
- Глава I. Агрессия как социальный феномен §1. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению
- Подходы к пониманию агрессии в рамках психологии
- Подходы к пониманию агрессии в рамках социологии
- §2 Особенности агрессивного поведения молодежи
- Глава II. Исследование агрессивного поведения молодежи на примере студентов мггу §1. Основные положения программы исследования
- Э мпирическая интерпретация понятия агрессивное поведение
- Системный анализ объекта исследования
- Обоснование выборки
- §2. Анализ особенностей агрессивного поведения студенческой молодежи
- Реакция на ситуации, препятствующие реализации желаний
- Реакция на возникновение негативных эмоций
- Ситуации, оправдывающие применение физической силы
- Ситуации, оправдывающие применение оскорблений
- Ситуации, сдерживающие применение физической силы
- Ситуации, сдерживающие применение оскорблений
- Частота наблюдений применения физической силы в различных источниках
- Частота наблюдений применения физической силы в сми
- Частота наблюдений применения физической силы в кинематографе
- Частота наблюдений применения физической силы в видеоиграх
- Частота наблюдений применения физической силы в общественных местах
- Частота наблюдения применения физической силы среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений
- Частота наблюдения применения оскорблений в сми
- Частота наблюдения применения оскорблений в кинематографе
- Частота наблюдения применения оскорблений в видеоиграх
- Частота наблюдения применения оскорблений в общественных местах
- Частота наблюдения применения оскорблений среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений среди друзей
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения оскорблений в семье
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения физической силы в семье
- Реакция на проявление агрессии в адрес респондента
- Оценка влияния общественных ценностей на агрессивное поведение
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Заключение
- Список используемой литературы
- Часто ли возникают ситуации, которые препятствуют реализации Ваших желаний или не соответствуют Вашим намерениям?
- Какова Ваша реакция на данные ситуации?
- Часто ли Вы испытываете следующие эмоции?
- Что, по Вашему мнению, чаще всего сдерживает применение физической силы или вынуждает человека воздержаться от оскорблений?
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение физической силы по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение оскорблений по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Какие проявления агрессии в адрес кого-либо Вы допускаете для себя?
- Как Вы считаете, существующие в обществе ценности провоцируют на агрессивное поведение?
- Вы воспитывались в семье:
- Приложение 2. План исследования
- План исследования.