Подходы к пониманию агрессии в рамках психологии
В психологии феномену агрессии уделяется значительное внимание, поэтому важно рассмотреть несколько подходов к пониманию агрессии в рамках этой науки.
В психоаналитической теории (З. Фрейд) агрессивное поведение понимается как инстинктивное и неизбежно. Оно является инструментом, посредством которого реализуется инстинкт смерти и дает возможность избежать неврозов7.
Существует также этологический подход, автором которого является Лоренц. Речь идет о признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора и берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.8
Еще одной теорией агрессии является охотничья гипотеза. Была предложена Р. Ардри. Он утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид – охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.9
В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Согласно этим теориям агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать.
Большой популярностью пользуется фрустрационная теория Д. Долларда. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Доллард утверждает, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Также можно считать справедливым и обратное высказывание: агрессия всегда является результатом фрустрации.10 То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению.
-
Содержание
- Введение
- Глава I. Агрессия как социальный феномен §1. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению
- Подходы к пониманию агрессии в рамках психологии
- Подходы к пониманию агрессии в рамках социологии
- §2 Особенности агрессивного поведения молодежи
- Глава II. Исследование агрессивного поведения молодежи на примере студентов мггу §1. Основные положения программы исследования
- Э мпирическая интерпретация понятия агрессивное поведение
- Системный анализ объекта исследования
- Обоснование выборки
- §2. Анализ особенностей агрессивного поведения студенческой молодежи
- Реакция на ситуации, препятствующие реализации желаний
- Реакция на возникновение негативных эмоций
- Ситуации, оправдывающие применение физической силы
- Ситуации, оправдывающие применение оскорблений
- Ситуации, сдерживающие применение физической силы
- Ситуации, сдерживающие применение оскорблений
- Частота наблюдений применения физической силы в различных источниках
- Частота наблюдений применения физической силы в сми
- Частота наблюдений применения физической силы в кинематографе
- Частота наблюдений применения физической силы в видеоиграх
- Частота наблюдений применения физической силы в общественных местах
- Частота наблюдения применения физической силы среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений
- Частота наблюдения применения оскорблений в сми
- Частота наблюдения применения оскорблений в кинематографе
- Частота наблюдения применения оскорблений в видеоиграх
- Частота наблюдения применения оскорблений в общественных местах
- Частота наблюдения применения оскорблений среди знакомых
- Частота наблюдения применения оскорблений среди друзей
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения оскорблений в семье
- Зависимость допустимости применения агрессии от факта применения физической силы в семье
- Реакция на проявление агрессии в адрес респондента
- Оценка влияния общественных ценностей на агрессивное поведение
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Зависимость допустимости применения физической силы от характеристики семьи
- Заключение
- Список используемой литературы
- Часто ли возникают ситуации, которые препятствуют реализации Ваших желаний или не соответствуют Вашим намерениям?
- Какова Ваша реакция на данные ситуации?
- Часто ли Вы испытываете следующие эмоции?
- Что, по Вашему мнению, чаще всего сдерживает применение физической силы или вынуждает человека воздержаться от оскорблений?
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение физической силы по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Оцените по 5-балльной шкале, насколько часто Вы наблюдаете применение оскорблений по отношению к другому человеку (от 1 – крайне редко, до 5 –часто, почти каждый день).
- Какие проявления агрессии в адрес кого-либо Вы допускаете для себя?
- Как Вы считаете, существующие в обществе ценности провоцируют на агрессивное поведение?
- Вы воспитывались в семье:
- Приложение 2. План исследования
- План исследования.