logo search
psihologia

17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.

социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц-го опыта путем вхождения в соц-ую среду, сис-у соц-х связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы соц-х связей за счет его активной деятти, активного включения в социальную среду.

Особое значение для развития личности имеет период раннего детства, период отрочества и даже юности. три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; б) стадия обучения, включающая весь период юности. К этому этапу относится все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деят-ти чел-ка. В соц-й психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Механизмы социализации Под механизмами социализации следует понимать различные стихийные, специально неорганизованные воздействия среды, благодаря кот-м внешние регуляторы, групповые нормы и предписания переводятся во внутр. план, становятся внутр. поведенческими регуляторами. Социально-психологические механизмы социализации играют роль "переходного моста" м-у внеш. регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, санкциями поощрения и наказания, одобрением и осуждением.Особое место среди механизмов социализации занимают групповые ожидания, направленные на индивида со стороны его окружения. Эти групповые экспектации могут выступать в виде ролевых предписаний и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции людей. Институты социализации. : это нормы, ценности и знаки. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некот-ю сис-у норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в кот-х личность приобщается к сист-м норм и ценностей и кот-е выступают своеобразными трансляторами соц-го опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья , дошкольные детские учреждения. Семья - важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые соц-е роли оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти.

Во 2-м периоде ранней стадии социализации основным институтом явл-я школа. Школа обеспечивает образование( важнейший элемент социализации). Школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Агенты социализации -конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей и институтами социализации. Так как социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социа-ии — родители, братья, сестры, бабушки, учителя, тренеры, врачи, Первичная среда - важнейшая для формирования человека. Агенты вторичной социализации —школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства. Первичная с. — сфера межлич-х отношений, вторичная — сфера соц-х отношений. Агент первичной соц-и выполняет множество функций, а вторичной соц-ии выполняют одну-две функции

  1. Понятие о личности и ее структуре в психологии. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность», «личность». Личность – соц-ое существо, включенное в общест-е отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Субъективно личность индивида – это его Я, это сис-а представлений о себе, формируемая в процессе деят-ти и общения и обеспечивающая единство его личности. Личность хара-ся большим числом параметров, среди кот-х сист-а отношений. Наиболее существенными явл-ся отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям,. Характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психо-х особенностей личности (характер, темперамент). Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психол-х особенностей – личность чел-ка неповторима в своей индивидуальности. Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания 4 осн-х понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. индивид – это чел-к как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». под личностью понимается индивид как субъект соц-х отношений и сознательной деят-ти. В рамках данного понятия рассматриваются такие психол-ие сво-тва личности, как мотивация, темперамент, способности и хар-р. Человек как индивид обладает опред-ми свой-ми. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические сво-ва – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных сво-в индивида определяет его вторичные сво-ва – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, кот-е также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Субъект деятельности соединяет в единое целое биолог-ое начало и соц--ю сущность чел-ка. Главной чертой чел-ка как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психи-го развития, присущая только чел-ку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способ-ть сознательной деят-ти по преобразованию окруж. мира явл-ся еще одной чертой человека как субъекта. Т. О., субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.