20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
Эмоции – это специфические переживания чел-ка, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоц-ые состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Эмоции характеризуют наши собственные физические или психологические состояния. По состоянию все чувства можно классиф-ать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К простым относятся гнев, страх, горе, зависть, к сложным – моральное чувство, эстетическое чувство. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, высшие чувства. Виды эмоциональных процессов: 1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоц-ое переживание, определяющее психологическое сост-ие чел-ка в течение длительного времени. 2. Простейшие биолог-ие эмоции – это эмоциональные переживания, кот-е чел-к испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Простейшие биолог-ие эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. 3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоц-е переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение. Это - радость, печаль, страх, гнев. Аффект возникает внезапно и развивается очень быстро. Аффекты развиваются, когда деят-ть чел-ка предполагает или имеет неожиданный резу-т, или когда на пути осуществления плана возникает препятствие или неожиданно исчезает. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. 4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоции-х переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Чувства делятся на группы : эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства. Эстетические - связаны с восприятием и переживаниями прекрасного. Интеллектуальные - связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач. Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали. 5. Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства чел-ка, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не чел-к управляет ими, а они управляют чел-ком. Страсти м. б. полож-ми и отрица-ми, возвышенными и низменными. Положительные – побуждающие чел-ка к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям. Отрицательные (низменные) – те, в результате кот-х чел-к наносит вред себе и окружающим. 6. Стресс – это очень стойкое, чрезмерно сильное отриц-ое эмоц-е сост-ие, кот-е возникает у челка в рез-те сильной и невыносимой физич-й или психологической нагрузки. Стресс – единственное из всех эмоц-ых состояний чел-ка, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением чел-ка. Функции эмоций: функция оценки, непосредственно в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. функция побуждения, из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. Функ-ия активация нервных центров и всего организма в целом. регулирующуя функцию, влияет на направление и осуществление Деят-ти субъекта. Синтезирующая фун-я эмоций позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные события и факты. Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) фун-ю(покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения), (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса).
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.