11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
Характер индив-ое сочетание наиболее устойчивых, существенных особ-й личности, проявляющихся в поведении чел-ка, в опред-ом отношении: 1)к себе; 2)к другим людям; 3)к порученному делу; 4)в характере отражаются волевые кач-ва: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, кот-ю называют структурой характера. В структуре хар-ра выделяют две группы черт. 1) устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели. 2) интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Акцентуации характера. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных св-в хар-ра в ущерб другим, в рез-те чего ухудшается взаимодействие с окруж-ми людьми. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей. Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью спец-х психол-их тестов. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1. (гиперактивный)– всегда весел, разговорчив, не реагирует на замечания, игнорирует наказания; 2.дистимичный– постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, 3.циклоидный– общительность циклически меняется; 4.(эмоциональный)– чрезмерная чувствительность, ранимость, переживает малейшие неприятности, печальное настроение; 5.демонстративный– выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой; 6.возбудимый–раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, склонность к хамству; 7.застревающий– "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид; 8.педантичный– выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями; 9.тревожный– опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, переживает неудачу; 10.экзальтированный– изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, влюбчивость; 11.интровертированный– малая общительность, замкнут, в стороне от всех, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает; 12.экстравертированный– высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован.
В Формировании и развитие хар-ра -большую роль играют формы соц-х взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт хар-ра, обусло-х наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, хар-р людей, живущих в похожих общест-х условиях, имеет много похожих черт. Формирование хар-ра опре-ся наследственными физич-ми данными. Формирование хар-ра начинается с раннего детства. В дошкольном возрасте обрисовываются 1-е контуры хар-ра, складываеться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Особое развитие черты характера получают у подростков. Подросток становится участником жизни взрослых, к нему предъявляются более высокие треб-ия, непосредственная опека над ним ослабляется. Формирование хар-ра не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. В зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения в хар-ре и в отдельных чертах человека. Развитие хар-ра явл-я важным направлением развития. Один из способов целенаправленного развития хар-а явл-ся вырабатывание полезных привычек.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.